Пятый вал
Кризис побуждает россиян уезжать из страны
С началом экономических трудностей увеличилось количество желающих покинуть Россию в поисках лучшей доли. Эксперты уже говорят о десятках тысяч эмигрантов в нынешнем году и прогнозируют рост их числа, если кризис в нашей стране продлится дольше, чем на Западе. Особенность новой – пятой – волны эмиграции состоит в том, что уезжают, главным образом, менеджеры и предприниматели. Другая ее отличительная черта в том, что многие наши соотечественники не отказываются от российского гражданства.
Минувшей осенью 32-летний Андрей Чернов был владельцем консалтинговой фирмы, а до этого успел поработать заместителем технического директора на одном из крупных подмосковных предприятий. Сейчас фирма закрыта из-за отсутствия клиентов, а бывший предприниматель готовится к отъезду в Великобританию по программе для привлечения высококвалифицированных специалистов. «В России на ближайшие 10–15 лет не будет ни денег, ни карьеры», – уверяет Андрей. Ошибиться в прогнозах он не боится: «Вернуться в Россию можно всегда».
Банкротства, увольнения и девальвация рубля вынуждают россиян рассматривать эмиграцию как способ обустройства своей жизни. Старший научный сотрудник Института демографии Высшей школы экономики Никита Мкртчян говорит, что кризис подстегнул стремление уехать или не возвращаться у тех, кто «в принципе находился между двух стульев – обучался за рубежом, работал там по долгосрочному контракту или развивал свой бизнес». По оценке демографа, речь идет о десятках тысяч человек. Кроме того, еще несколько тысяч российских предпринимателей «раньше планировали делать деньги здесь, а теперь будут делать их там».
Нынешняя волна эмиграции – не столь массовая по сравнению с четвертой волной, когда после распада СССР Россию покинули около полутора млн. человек. Замдиректора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин дает прогноз, согласно которому в ближайшие два года даже при самом пессимистичном раскладе количество «кризисных» эмигрантов не превысит 100 тыс. человек. Заведующий лабораторией миграции Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Жанна Зайончковская подтверждает, что на поиски высокооплачиваемой работы за рубеж уезжают в основном те, кто до кризиса столь же много зарабатывал в России. Директор Института демографических исследований Игорь Белобородов рассказывает о массовом отъезде предпринимателей, которые занимались торговым, ресторанным или строительным бизнесом, так как «эти отрасли особенно подвержены кризису».
Адвокат вам в помощь
На стенах – плакаты по темам «Обучение», «Стажировка», «Трудоустройство». На стульях в коридоре – около десятка человек, главным образом мужчины за 30. Екатерина, менеджер одной из компаний, которая помогает людям в выезде, рассказывает, что для эмиграции достаточно лишь подходить по возрасту – не моложе 25 лет для Великобритании и 21–49 лет для Канады. Также желательно на сколько-нибудь приемлемом уровне знать язык. Оформление всех документов фирма берет на себя. Это обойдется в 2 тыс. евро для Великобритании и в 2,5 тыс. долларов США для Канады. Будущему британцу, кроме того, надо заплатить еще 450 фунтов за рассмотрение его дела в британском МВД.
Обе страны привлекают высококвалифицированных специалистов по востребованным профессиям. Для положительного решения нужно, чтобы бумаги заявителя набрали проходной балл (у канадской программы – 67). «Каждому клиенту адвокаты компании подбирают оптимальную стратегию подачи и свой набор документов», – заверяет менеджер Екатерина. Переводчик Евгений Романов, работавший в аналогичной фирме после кризиса 1998 года, рассказывает, что если профессия клиента не подходила, ему попросту изготавливали фальшивый диплом на нужную специальность. Доверчивые канадцы такие дипломы признавали.
У Чехии требования другие – в этой стране желанными гостями являются бизнесмены. Поэтому будущий обладатель чешского вида на жительство вначале платит 900 евро, чтобы его записали в учредители какой-нибудь чешской компании. «Обычно сперва пытаются эмигрировать в Германию, Канаду или США. Для большинства эти попытки заканчиваются ничем, так как человек либо не соответствует требованиям, либо не имеет денег, чтобы их выполнить или обойти. Чехия – единственная доступная для всех эмиграция в Европу», – гласит реклама фирмы, которая организовывает отъезд. Впрочем, возможность спастись от кризиса в Чехии вызывает сомнения. 23-летний Николай Щеглов уехал в Прагу минувшим летом сразу после окончания университета. Получил вид на жительство (дает все права, кроме политических), но постоянной работы не нашел до сих пор. Подрабатывает переводами и наполнением сайтов. «Маленькая и очень коррумпированная страна, где все друг друга знают», – характеризует Николай свою новую родину. Но в Россию в ближайшие несколько лет возвращаться не планирует – здесь его разыскивает военкомат.
Стать американцем гораздо сложнее. Для этого нужно либо иметь выдающиеся достижения в науке, искусстве и спорте, либо инвестировать в американскую экономику крупную сумму денег, либо жениться на американке или выйти замуж за американца. Для прочих остается лишь «green card», вероятность выигрыша которой составляет 0,3%, причем девять из 10 «победителей» отсеиваются на этапе оформления документов. Правда, аналогичная «blue card» в скором будущем появится в Евросоюзе. Там недовольны, что более половины высококвалифицированных эмигрантов едут в США, тогда как в Европу – менее 10%.
В списках значится
В конце минувшего года «Левада-Центр» провел опрос на тему эмиграции. Выяснилось, что постоянно о ней подумывают 15% респондентов, в том числе треть среди молодежи 18–24 лет. Помимо студентов, о намерении покинуть страну сообщили 35% предпринимателей и 25% управленческих работников. Самыми «оседлыми» оказались силовики: среди военных и милиционеров желающих уехать из России – менее 1%. «Если безработица продолжит расти, трудовая миграция усилится, и не только среди молодых профессионалов», – говорит социолог Алексей Гражданкин. А если Запад выйдет из кризиса быстрее, чем Россия, отток высококвалифицированных кадров, по словам г-на Гражданкина, будет колоссальным. Пока же массовую эмиграцию сдерживает то, что нынешний кризис является глобальным, а не ограничен одной Россией, как кризис 1998 года.
Те, кто покинул нашу страну до кризиса, перетягивают к себе остававшихся здесь родственников. Бывшая москвичка Маргарита Лиркина в марте отметит свой 92-й день рождения в кругу семьи в Лос-Анджелесе. Ее дочь уехала в США еще в начале 1990-х и все это время уговаривала мать перебраться к ней. «В Америке все по-другому. Тут даже черного хлеба не выпекают!», – Маргарита все еще не может привыкнуть к новой жизни. «Период адаптации неизбежен, даже если вы переезжаете из села в райцентр. В этот период нужно относиться к себе бережно и ни за что себя не ругать», – поясняет психолог Ангелина Могилевская.
По данным Росстата, из России в последние месяцы уезжали на постоянное место жительства за рубеж в среднем около четырех тыс. человек. Демограф Никита Мкртчян говорит, что эта статистика не отражает действительности, так как подавляющее большинство уехавших не отказываются от российского гражданства и сохраняют за собой жилье и регистрацию. В результате «можно годами жить и работать, к примеру, в Германии, оставаясь де-юре жителем России». Помимо возможности в любой момент вернуться назад, такой человек обладает и российским загранпаспортом, позволяющим без виз ездить по СНГ, и паспортом или же видом на жительство одной из развитых стран, что делает для него безвизовым большую часть остального мира.