«Советуем спать спокойно»
Правозащитники и эксперты опровергают опасения о грядущих бунтах мигрантов
Вчера на федеральной трассе «Чита–Забайкальск» были задержаны 16 нелегальных мигрантов из Китая. Во время проверки документов выяснилось, что официально все они приехали в Россию для проведения переговоров и участия в симпозиумах. Однако, как признались китайцы, они просто искали работу. По официальным данным, в России находятся более 10 млн. мигрантов. На следующий год правительством утверждена квота еще на 4 млн. гастарбайтеров.
Между тем все чаще звучат опасения, что потерявшие из-за кризиса работу иностранцы вот-вот уйдут в криминал, поэтому их нужно срочно депортировать. Правозащитники уверены: подобное мнение, которое сейчас активно формируется в российском обществе, – «это полная глупость». В Федеральной миграционной службе сообщили: в той же Москве все еще наблюдается нехватка рабочих рук. К тому же, напомнили чиновники, у иностранцев тоже есть права, и просто так депортировать их незаконно.
Всякий кризис чреват ростом недовольства в обществе. Пока оппозиция разучивает социальные лозунги и готовится к массовым акциям протеста, в России начался активный поиск врага. И в очередной раз таковым пытаются сделать чужаков. Общественность активно готовится противостоять уличным беспорядкам, которые якобы должны устроить оставшиеся без работы трудовые мигранты из ближайшего зарубежья. К борьбе с ними уже давно готовы радикальные националисты, для которых, как они надеются, сегодня наступает звездный час.
Впрочем, на «защиту родины» встают не только бритоголовые. Так, на прошлой неделе официальный представитель Русской православной церкви выступил с инициативой создания православных народных дружин, которые следили бы за порядком. «Молодая гвардия Единой России» осенью начала кампанию «Наши деньги – нашим людям», потребовав запретить трудовую миграцию и выслать из России мигрантов. Молодые «единороссы» считают, что в строительной отрасли заняты в основном иностранцы, а их рабочие места должны быть отданы российским рабочим. Кстати, у молодежных движений уже есть опыт подобной борьбы. Подмосковные «Местные» провели несколько акций против таксистов-«бомбил» и устроили погром, разыскивая нелегалов на рынке в городе Реутове. Насколько же велика угроза?
Согласно постановлению правительства, утвержденному в начале ноября, в 2009 году разрешение на работу в России получат 3 млн. 976 тыс. 747 иностранцев. В приложении к документу отмечается, что приоритет оказывается рабочим, занятым «на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах». Специалистов этой категории требуется 1 млн. 313 тыс. человек. Еще 1 млн. мигрантов – это «неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики». Чуть больше 200 тыс. человек требуются в качестве «водителей и машинистов подвижного оборудования». Такое же количество предполагается привлечь на должности «руководителей учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений». 57 тыс. 199 человек планируют трудоустроить на должности «среднего персонала в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности». По 23 тыс. мигрантов приглашают на работу продавцами, демонстраторами товаров, натурщиками, а также специалистами среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности.
При этом в правительстве отмечают, что квоты могут быть скорректированы в будущем с учетом изменений рынка труда. Надо учитывать, что, по данным ФМС, на настоящий момент в России находятся 10–12 млн. иностранных граждан. И еще, по разным данным, от 2,5 до 5 млн. нелегалов. Работают эти люди в основном в строительном секторе, коммунальном и сельском хозяйстве, а также в качестве обслуживающего персонала. Они освоили самые разные профессии: от уборщиков и дворников до консьержей.
По словам заместителя председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике Олега Шеина, в будущем году в строительном секторе ожидаются массовые сокращения. «Будет обострение, тем более наши российские предприниматели на фоне кризиса почти наверняка обманут людей и не выплатят им заработную плату даже за уже сделанную работу», – сказал парламентарий. Депутат отмечает: в такой ситуации «иностранные рабочие могут прибегнуть к акциям протеста». По его мнению, этих проблем можно было бы избежать, если бы «рабочая сила была легализована». «Отношения были бы прозрачными, было бы понятно, кто где работает, – рассуждает г-н Шеин. – По факту 80% этого рынка по вине государства находится в тени». Так, из почти 1,7 млн. вставших на учет в Москве мигрантов официально устроились на работу лишь 15%, или 251 тыс. 909 человек. Вместе с тем, по мнению г-на Шейна, сокращения не коснутся тех, кто работает, например, на общественном транспорте (в основном граждане Украины и Белоруссии), а также занятых благоустройством территорий, то есть дворников.
То, что бизнесмены будут, как говорят в народе, кидать мигрантов, очевидно. «Работодатели на них всегда экономили, – рассказала заместитель председателя Комитета помощи мигрантам «Гражданское содействие» Елена Буртина. – Людей нанимают, они работают месяц-два, может быть, им дают на питание 50–100 руб. или какой-то небольшой аванс. А потом с ними не расплачиваются, просто вызывают милицию или ФМС». Хотя на самом деле, подчеркивает правозащитница, за нелегальную рабочую силу штрафы очень высокие – 400 тыс. руб. за каждого работника! «Можно просто разорить работодателя несколькими штрафами, но почему-то, когда ФМС приходит на стройку, крайними всегда оказываются только работники: их штрафуют, депортируют, а работодатели часто выходят сухими из воды», – говорит г-жа Буртина. Между тем сейчас в Москве просто нереально получить разрешение на работу – квоты закончились.
По мнению экспертов, опасения, что мигранты, оставшись без работы, начнут грабить россиян или будут устраивать беспорядки, преувеличены. «Это полная глупость! Вы себе представляете банды таджиков, грабящих российские города? – возмущается в разговоре с директор Центра этнополитических и региональных исследований Владимир Мукомель. – Самое противное, что в общественных дискуссиях формируется мнение, будто подобное возможно. Но это исключено, поскольку люди приезжают зарабатывать, кормить свои семьи». По мнению эксперта, сокращения, конечно, будут, но, учитывая колоссальный разрыв в доходах в России и Средней Азии, большинство мигрантов найдут себе новую работу.
В ГУВД Москвы сообщили, что за 9 месяцев этого года количество преступлений, совершенных приезжими (в том числе россиянами, приехавшими из других городов) увеличилось незначительно, на 10%. Милиционеры говорят, что в случае всплеска криминала они ко всему готовы. «К предотвращению чрезвычайных ситуаций мы готовы, – говорят в ГУВД. – Мы как боролись, так и боремся с преступностью, в том числе и с гражданами, которые приехали к нам работать, а совершают правонарушения и преступления». В Федеральной миграционной службе призывают журналистов «не шуметь понапрасну». «У нас нет никаких опасений, – сказали в пресс-службе ведомства. – И вам советуем спать спокойно. И не баламутить население». В ведомстве уверены: мигранты в столице лишними не будут, поскольку «такие крупные регионы, как Москва, испытывают нехватку рабочей силы со стороны мигрантов».
Так ли это, мы решили поинтересоваться у самих рабочих. «Вы как-то ощущаете на себе кризис?» – такой вопрос корреспонденты задали строителю на стройке рядом со станцией метро «Преображенская площадь». «Пока нет, но что будет дальше, неизвестно», – последовал ответ. По его словам, в столицу он приехал два года назад из Таджикистана и почти сразу устроился на стройку. Зарплату платят, однако есть знакомые, которые уже три месяца не могут трудоустроиться, но уезжать пока никто не собирается. Другой гастарбайтер из той же республики, трудящийся дворником в Северо-Восточном округе столицы, рассказывает, что пока зарплату им платят исправно. «Иногда удается и подработать, собираем мусор, где ремонт делают», – говорит он.
Но скептики продолжают настаивать: надо будет что-то делать с теми, кто останется без работы и денег. Депутат Олег Шеин говорит, что в таких условиях «государство должно облегчить возможность иностранным гражданам уехать на родину». «Ко мне обратился гражданин Узбекистана, которого здесь обворовали, и его никто не собирался депортировать, – рассказывает депутат. – Ну и куда ему податься в такой ситуации? Только самому воровать. Мне пришлось обращаться к руководству милиции, ФМС. Обычный человек лишен какой-либо защиты». «Почему их должны высылать? – удивляются в ФМС. – Они 90 суток могут здесь законно находиться, если это граждане стран, с которыми у нас безвизовый режим».