"Русский Басаев"
Объявлен подозреваемый в организации терактов в российских городах
Спустя ровно год после подрыва «Невского экспресса» следствие определилось с главным организатором и исполнителем этого теракта. Вчера был назван подозреваемый - Павел Косолапов. Это имя упоминалось еще четыре года назад в связи с расследованием самых страшных терактов последнего времени - подрывов в московском метро, взрывов в Подмосковье, Воронеже, Краснодаре и Самаре. Мосгорсуд в феврале прошлого года вынес пожизненный приговор Максиму Панарьину, которого считали главным виновником этих терактов. Но теперь, как говорят следователи, выясняется, что Панарьин был всего лишь пешкой в игре Косолапова, которого считают «мозгом» терроризма, «страшным человеком, способным на все, которого даже подельники боятся настолько, что не выдают».
Косолапов - фигура практически мифическая, своеобразный «русский Басаев». Оперативники никогда не видели его лица и располагают лишь фотороботом, но в реальном существовании этого гения злодейства не сомневаются - у них есть неопровержимые улики. Поэтому вчера ему предъявили заочное обвинение в подрыве «Невского экспресса» и объявили в международный розыск. Правда, следователи подозревают, что Косолапова стоит искать не за границей, а у нас в России - на Северном Кавказе, где он «отлеживается и, возможно, разрабатывает план очередного теракта».
Скоростной поезд №166 «Невский экспресс», следовавший из Москвы в Петербург, был подорван вечером 13 августа прошлого года на перегоне Окуловка - Малая Вишера Октябрьской железной дороги. На тот момент в нем находились 231 пассажир и 20 членов поездной бригады. Как позже установила экспертиза, на железнодорожных путях, за 30 метров до моста через реку была заложена самодельная мина мощностью около 2 кг тротила. Однако большая скорость, с которой шел экспресс, помогла избежать человеческих жертв. Состав, уже сойдя с рельсов, по инерции просто пролетел над рекой, и только уже потом часть вагонов перевернулась. Травмы получили 62 человека.
Уже через три дня после взрыва следствие заявило о задержании первых подозреваемых - двух жителей Петербурга Каленова и Зеленюка, а также «местного» чеченца Дидигова. По версии следователей, Каленов, увлекающийся историей войны и раскопками на местах боев, якобы мог достать взрывчатку времен Великой Отечественной и передать ее Дидигову, который, в свою очередь, смастерил бомбу для подрыва поезда. Но потом всех троих отпустили, поскольку, как оказалось, у задержанных имелись неопровержимые алиби. Новые подозреваемые появились лишь в октябре. Братьев Хидриевых - Макшарипа и Амирхана - задержали в родном ингушском селе Экажево. А в декабре был задержан их земляк Саланбек Дзахкиев. В апреле этого года под подписку отпустили Саланбека Дзахкиева и Амирхана Хидриева. Как оказалось, следователь даже не ходатайствовал о продлении срока их содержания под стражей. И хотя об изменении их процессуального статуса официально объявлено не было, адвокаты говорили, что у следствия к их клиентам претензий нет. Сейчас под арестом остается только Макшарип Хидриев.
Теперь же главным организатором взрыва «Невского экспресса» объявили полумифического Косолапова. По данным нашего источника в СКП, именно он нанял трех ингушей для осуществления своего замысла. По версии следствия, только Амирхана Хидриева не поставили в известность о готовящемся преступлении, поэтому в деле он числится свидетелем. А его младший брат и Саланбек Дзахкиев предположительно принимали самое непосредственное участие в подготовке теракта.
Как сообщил наш источник, на след неуловимого Косолапова следствию удалось выйти благодаря экспертам. Они обнаружили, что часы Casio, встроенные в заложенную на рельсы взрывчатку, абсолютно идентичны тем, что были найдены еще в марте 2004-го при обыске на квартире в подмосковных Люберцах, которую использовали в качестве своей базы захватившие «Норд-Ост» террористы. Сотрудники ФСБ изъяли там 21 выстрел к ручному противотанковому гранатомету РПГ-7, 19 электродетонаторов, 18 наручных часов Casio, подготовленных для использования в качестве часового замедлителя во взрывном устройстве, две гранаты Ф-1 и одну гранату РПГ-5. Именно такие компоненты были использованы для изготовления взрывных устройств, с помощью которых были подорваны газопроводы и линия ЛЭП в Подмосковье в том же 2004-м. Как установило позже следствие, квартиру для террористов снял Косолапов. «Именно он был их прямым вдохновителем и организатором терактов», - считает источник в СКП.
По его данным, Косолапов имеет прямое отношение к организации терактов в московском метро 6 февраля 2004-го между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» (тогда погибли 42 человека и 250 были ранены) и у станции метро «Рижская» вечером 31 августа того же года (49 человек погибли, более 300 были ранены). Кроме того, по словам источника, он подозревается и в организации целой серии терактов на остановках общественного транспорта в Краснодаре и Воронеже. В Краснодаре утром 25 августа 2003 года практически одновременно прогремели взрывы на трех автобусных остановках - бомбы были заложены на крышах остановочных конструкций и оснащены таймерами (погибли четыре человека, 17 получили ранения). В Воронеже было совершено четыре аналогичных взрыва - 19 февраля, 19 июля и 26 июля 2004 года и 26 января 2005 года (один человек погиб, трое ранено). Косолапову же приписывают и совершение в июне того же года взрыва на рынке в Самаре (11 человек погибли, 71 ранен).
Когда в мае 2005-го задержали первого подозреваемого в этих зверствах - Максима Панарьина, следствие посчитало, что это и есть неуловимый Павел Косолапов. Внешнее сходство поражало - оба светловолосые, приблизительно одного роста и возраста. Да и биографии их похожи. По данным следствия, и Панарьин, и Косолапов попали в Чечню в 1999-2000 годах, там приняли ислам и прошли подготовку в лагере боевиков арабского наемника Хаттаба «Кавказ». Следствие полагает, что свое первое «боевое крещение» они прошли в Краснодаре в августе 2003-го. Затем один за другим последовали взрывы в разных российских городах. Считается, что Панарьин и Косолапов действовали по заданию Шамиля Басаева. Даже небольшая разница в возрасте - около трех лет (Панарьину сейчас 32 года, а Косолапову - 29) - ничего не значит, утверждали сыщики, так как они всегда пользовались поддельными паспортами. Согласно собранным данным, Панарьин родился в Будапеште, в семье военного офицера, проживал в Ставропольском крае и учился в Ростовском военном училище. А Косолапов хотя по документам и родился в Волгоградской области, но учился в том же военном училище, потомственный казак и, как Панарьин, новообращенный мусульманин.
Но, как теперь установили следователи, Косолапов и Панарьин - это все же два разных человека. Когда в 2005 году поймали Панарьина, то следователям на допросах так и не удалось добиться от него сведений о его «командире», как и от других соучастников совершенных терактов. «Единственное, что сказал Панарьин: если он сдаст Косолапова, то тот его из-под земли достанет», - сообщил наш источник в СКП. По его данным, следствию известно местонахождение Косолапова. «Достать его будет крайне трудно. Но если все же удастся, ему предъявят обвинения не только за «Невский экспресс», но и за теракты в московском метро, Подмосковье, Краснодаре, Воронеже и Самаре», - заявили в СКП.