Центробанк списал банкиров
Впервые обнародован список недобросовестных финансистов
Банк России стал первым российским финансовым регулятором, внедрившим практику публикации черных списков топ-менеджеров — сводный список банкиров, по вине которых у банков были отозваны лицензии, недавно появился на сайте ЦБ. Тем самым Банк России пытается предотвратить трудоустройство недобросовестных банкиров на любые должности в банковском секторе.
Публикацию черных списков банкиров Банк России и Агентство по страхованию вкладов не афишируют. Эта информация стала результатом совместной работы обоих ведомств и появилась на их официальных сайтах в качестве приложения к материалу "О ликвидации кредитных организаций". Списки приведены в виде таблиц с данными "о привлечении к гражданско-правовой и уголовной ответственности должностных лиц кредитных организаций, признанных несостоятельными (банкротами) за период с 2005 года по 1 января 2008 года". В них, в частности, указаны фамилии и инициалы руководителей банков, должности, вид ответственности, суть обвинения или факты, по которым проводится расследование. Полностью списки опубликованы на сайте газеты "Ъ" www.kommersant.ru.
До сих пор публикацией таких списков ЦБ не занимался. "Безусловно, мы как регулятор располагаем информацией о руководителях проблемных банков, однако сводные данные для неограниченного круга лиц раскрываем впервые",— заявил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организации Банка России Михаил Сухов. В Агентстве по страхованию вкладов отметили, что обнародование списков — первая попытка информирования общественности о недобросовестных руководителях банков.
Первый замгендиректора АСВ Валерий Мирошников говорит, что из-за законодательных ограничений по раскрытию персональных данных черный список банкиров пока не очень велик. В документе названы имена руководителей лишь тех банков, по которым завершено конкурсное производство, вступило в законную силу решение суда (в случаях привлечения к гражданско-правовой ответственности) либо есть обвинительный приговор (в случае уголовной ответственности). По гражданским искам, находящимся в рассмотрении, либо уголовным делам на стадии расследования указано лишь название банка и сумма ответственности. По словам Валерия Мирошникова, в дальнейшем список будет расширяться и обновляться на регулярной основе.
Помимо поименного перечня на сайте ЦБ опубликована информация и об аудиторских компаниях, проводивших проверки банков перед отзывом лицензии и выдававших положительные заключения. При этом, как следует из данных на сайте Минфина, действие лицензий остановлено лишь у трех из восьми перечисленных аудиторских компаний (ООО "Аудит 21 век", ООО "Аудит-Сервис" и ООО "Альт-Аудит"). Информацию об остальных пяти (аудиторская фирма АБТ, ООО "Аудит-Эксэл", ООО АФ АКОНТ, ООО "Банк`с-Аудит-Сервис", ЗАО "Аудиторская фирма ТЭПКО-АУДИТОР") в интернете обнаружить не удалось.
Публикуя черные списки, Банк России намерен добиться того, чтобы попавших в него банкиров не принимали на работу не только на руководящие должности, но и на другие позиции. "Согласно инструкции 109-И, банк обязан согласовывать с ЦБ первое лицо, его заместителей и членов правления, а также бухгалтеров и их заместителей",— говорит исполнительный вице-президент Связь-банка Алексей Самохвалов.
"Но это не мешает им занимать в других банках должности, не подлежащие согласованию,— указывает Валерий Мирошников.— У нас был случай, когда экс-предправления одного из банков с отозванной лицензией успешно занял позицию руководителя службы внутреннего контроля в одном из достаточно крупных банков". По его мнению, отсутствие права подписи финансовых документов не исключает возможностей для противозаконных действий.
Прежде Банк России пытался бороться с недобросовестными банкирами на законодательном уровне. Год назад Минфин и Банк России предлагали внести поправки в законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации", утверждающие критерии оценки деловой репутации должностных лиц банков и владельцев значительных пакетов акций кредитных организаций. Однако поправки до сих пор не внесены. Первым же "запрет на профессию" для банкиров предлагал ввести еще бывший первый зампред ЦБ Андрей Козлов, убитый в сентябре 2006 года.
Опрошенные участники рынка сочли публикацию черных списков действенной мерой. "У людей из такого списка, вообще, нет шансов попасть в банк на какую бы то ни было позицию,— считает предправления СДМ-банка Максим Солнцев.— Ни один банк не пойдет на такую авантюру". А президент Трансстройбанка Петр Читипаховян отмечает еще более масштабные последствия публикации черных списков. По его мнению, "действия ЦБ и АСВ можно расценивать как предупреждение действующим банкирам о том, что в определенных ситуациях последствия негативной деятельности могут стать известными не только сотрудникам ЦБ, но и общественности".
Публикация на сайте списка аудиторских компаний кажется участникам рынка менее очевидной идеей. "Следует учитывать, что лицензия у банка может быть отозвана за действия, совершенные в другом отчетном периоде, нежели тот, за который проводилась аудиторская проверка,— говорит замгендиректора компании "Финэкспертиза" Наталья Борзова.— Или же за нарушение антиотмывочного закона, проверка соблюдения которого не входит в круг обязанностей аудитора". Госпожа Борзова полагает, что компании, специализирующиеся на подтверждении недостоверной отчетности, "все равно найдут себе работу", а компании, оказавшиеся в списке случайно, понесут серьезные репутационные риски.
Связаться с банкирами, имена которых фигурируют в черных списках, вчера не удалось.
"Сама идея списков с запретом на профессию неплохая,— заявил адвокат Сергей Старовойтов, участвовавший в защите экс-председателя правления банка "Олимпийский" Светланы Герасимовой и начальника управления ценных бумаг этого банка Сергея Дроздова (оба фигурируют в списке ЦБ; осуждены в 2006 году на 9 и 7 лет).— Но в списках должны быть не такие люди, как Герасимова и Дроздов, после такого приговора им практически невозможно будет найти работу в финансовых структурах, а, например, обнальщики и отмыватели. Их имена известны многим в банковских кругах, однако в списках их нет".