Шлагбаум на дороге в НХЛ
В прошлую пятницу в Трудовой кодекс внесены весомые поправки, не позволяющие спортсменам безнаказанно расторгать контракты по собственному желанию без уважительных причин
Президент России Владимир Путин 29 февраля подписал поправки к новому Трудовому кодексу РФ, одобренному Госдумой двумя неделями ранее. В кодексе появилась отдельная глава, касающаяся отношений между спортсменами и их работодателями. Атлеты выведены в отдельную категорию работников, на которых не распространяется ряд общих правил. «Советский спорт» с помощью начальника юридического отдела РФС Алексея Папкова анализирует основные моменты, способные изменить действующее положение вещей в российском профессиональном спорте.
Закон о спорте, принятый 5 декабря, не мог обеспечить должной защиты прав спортсменов, т.е. наемных работников в их отношениях с работодателями, поскольку за это отвечает Трудовой кодекс. Поэтому рабочая группа по доработке этого закона сформулировала поправки к новой редакции Трудового кодекса, которая была принята Госдумой 15 февраля этого года.
По сути, новая глава в Трудовом кодексе – подборка основных положений в контрактах игроков, которые ранее не были отображены в нашем законодательстве. Здесь можно выделить три основных момента.
ДОПИНГ – НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
С 30 марта, когда новый Трудовой кодекс (равно как и Закон о спорте) вступит в силу, в каждом трудовом договоре спортсмена будут прописаны обязательные моменты. Так, работодатель (в нашем случае это может быть клуб) обязуется обеспечить своему работнику (то есть спортсмену) проведение учебно-тренировочных мероприятий, участие в соревнованиях. В свою очередь работник должен соблюдать спортивный режим, план подготовки к соревнованиям, участвовать в них только по указанию работодателя (грубо говоря, не играть за другую команду), не использовать допинг и своевременно проходить допинг-контроль.
С одной стороны, кажется, ничего удивительного – так было всегда. Конечно, все эти моменты и раньше оговаривались в контрактах спортсменов. Вот только, не будучи прописанными в Трудовом кодексе, они не имели законной силы. И если команда расторгала контракт со своим спортсменом, пойманным, например, на допинге (что мы часто видим в велошоссейных профессиональных командах), теоретически он мог подать в суд и добиться своего восстановления. Теперь этого сделать не удастся.
АРЕНДА – ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ ИГРОКА
Отныне в Трудовом кодексе оговорен порядок временного перевода спортсмена к другому работодателю. Это частая практика в профессиональном спорте. В футболе, баскетболе или хоккее нередки случаи, когда сильные клубы отдают в аренду ненужных им пока игроков, сохраняя с ними действующие контракты. С одной стороны, кажется, так выгодно всем – спортсмен получает необходимую практику, а клуб – возможность в случае роста его результатов безболезненно вернуть «ценный кадр» на работу. Хотя бывает иначе – игрок долгое время прозябает в неконкурентоспособной команде, теряя последнюю возможность добиться серьезных результатов.
По сути, теперь в Трудовом кодексе наконец получило определение слово «аренда», а также прописаны основные моменты, касающиеся временного перевода спортсмена в другую команду. Он возможен только с письменного согласия игрока на срок не более одного года. Все гарантии работодателя, положенные атлетам (расширенная медицинская страховка, социальные льготы, дополнительный отпуск), в этом случае сохраняются в полном объеме.
В НХЛ НЕ СБЕЖИШЬ
И, возможно, самая главная поправка в Трудовой кодекс, которую многие успели назвать «шлагбаумом на пути в НХЛ». Касается она правил досрочного расторжения контракта по инициативе игрока. То, чем так умело пользовались наши хоккеисты, устремляясь в заокеанскую лигу.
Разберем простой пример. Игрок российской суперлиги Иван Иванов задумал перебраться в НХЛ, имея действующий контракт с родным клубом. Несмотря ни на какие пункты этого соглашения, он вправе написать заявление по собственному желанию и покинуть команду через две недели. Клуб будет обязан расторгнуть с ним соглашение.
Конечно, в регламент ФХР такие вещи не укладываются, и если бы наш Иванов хотел поменять клуб внутри суперлиги, то был бы скорее всего дисквалифицирован. Но НХЛ, как мы знаем, живет по своим законам, и тонкости отношений между игроками и клубами в России за океаном никого не интересуют. А с чисто юридической точки зрения переход Иванова в НХЛ не нарушает ни американских законов, ни российских. Так, адвокатам бывшей команды нашего героя искать в суде, по сути, нечего.
Теперь все изменится. В случае, если в контракте игрока есть пункт о компенсации за досрочное расторжение по его инициативе, он (либо его новая команда) будет обязан ее выплатить! И совершенно не важно, в какую лигу он отправляется выступать. Правило «двух недель» в отношении спортсменов теперь не действует.
ДОСЛОВНО
«…работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) спортсмена в случае вызова его в спортивную сборную команду по соответствующему виду спорта при условии письменного согласия спортсмена на участие в этой сборной команде».
«В случае спортивной дисквалификации спортсмена работодатель отстраняет его только от участия в спортивных соревнованиях (их этапах) и обеспечивает участие спортсмена в учебно-тренировочном процессе (подготовке к спортивным соревнованиям) с сохранением за ним части заработка в соответствии с трудовым договором, но не менее 50 процентов среднего месячного заработка…
…Трудовой договор со спортсменом может быть прекращен в случае спортивной дисквалификации спортсмена на срок шесть и более месяцев».
«Спортсменам и тренерам предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, но не менее четырех календарных дней»
ДВА РАЗНЫХ ПОБЕГА
ЕВГЕНИЙ МАЛКИН
В августе 2006 года Евгений Малкин, только что подписавший новый контракт с магнитогорским «Металлургом», пропадает со сборов своей команды. Спустя какое-то время его находят в США в составе «Питтсбурга». Новоиспеченный «пингвин» из Америки факсом присылает в Россию заявление об уходе по собственному желанию и, выждав положенные две недели, заключает контракт с заокеанским клубом.
Юристы магнитогорцев в американском суде поделать ничего не могут – ни законы России, ни законы США нарушены не были. Судья Лоретт Преска, сам немало удивленный столь легким и безнаказанным побегом Малкина, решает дело в пользу хоккеиста.
У Малкина оказался бы нелегкий выбор – либо оставаться в «Металлурге» (или хотя бы не подписывать с ним новый контракт), либо, заплатив огромную неустойку, все-таки отправляться за мечтой в НХЛ.
ДМИТРИЙ СЫЧЕВ
В 2002 году после чемпионата мира в Японии и Корее Дмитрий Сычев кладет на стол президента «Спартака» Андрея Червиченко заявление об увольнении по собственному желанию. С точки зрения Трудового кодекса клуб обязан отпустить футболиста, выдав ему на руки трудовую книжку. Но руководство красно-белых требует дисквалификации. Итог: четыре месяца вне игры.
В данном случае имела значение статья 26 Закона о спорте, предусматривающая выплату компенсации в случае перехода игрока, имеющего действующий контракт с одним клубом, в другой. Собственно, это же касалось бы и Малкина. Но хоккеисту помогло отсутствие договора между НХЛ и ФХР. Между тем весь мировой футбол живет по одним правилам, установленным ФИФА. И Сычев, намереваясь покинуть «Спартак», их нарушил.
Скорее всего Сычев отказался бы от своей идеи и попытался бы с самого начала решить вопрос со «Спартаком», что называется, полюбовно.