Этот хит у нас песней зовется
Как мы стали зомбированными заложниками поп-музыки
Хит всегда был головной болью исполнителя и продюсера. Без песни, которая бы «цепляла» слушателя сразу и навсегда, певцу не раскрутиться. Поэтому поэтам-песенникам, композиторам и аранжировщикам приходится штамповать шедевры, чтобы бесперебойно обеспечивать распухший шоу-бизнес все новыми и новыми нетленками. Но чаще всего передовики производства почему-то выдают на-гора несуразные наборы слов о говорящих котятах, попках краником и прочие уси-пуси. И вcю эту абракадабру радиостанции и музыкальные телеканалы транслируют в круглосуточном режиме. Организаторы крупнейших поп-премий России по итогам прошлого года не стеснялись приглашать исполнителей крайне сомнительных песен в качестве гостей, а некоторым уже начинают вручать и национальные премии. В итоге слово «хит» уже практически превратилось в ругательное.
Давно не секрет, что сегодня стать звездой может любой обладатель смазливой мордашки, у которого в друзьях числятся богатый продюсер с талантливым хитмейкером. Ведь прежде чем начать раскручивать артиста, ему необходимо найти песню, да не абы какую, а такую, которая бы, раз залетев в уши, оттуда бы уже никогда не вылетала. За такой шедевр артисты готовы платить от 10 до 25 тыс. долларов. И неважно, о чем в песне будет речь. Главное, чтобы она эпатировала, а для такого эффекта, как показывает практика, бывает достаточно всего пары ярких слов.
«Губки бантиком, попка – краником»
Например, на звание нового хита претендует новинка от Бьянки «Про любовь». Королева «русского народного R’n’B» (именно так называется себя скромная девушка с Украины) на протяжении всей композиции пытается доказать, что у нее «Губки – бантиком, попка – краником, грудки – гоп-ца-ца». И что такую красавицу невозможно бросить: «Я ж тебя любила, как тебя любила / Мазе-фака, я ж тебе открылась / Я тебе открылась тако-сяко / Я ж тебя любила, так тебя любила / Опа-опа, но ты мне не верил». По итогам прошлого года эта девушка была названа российским MTV «лучшим хип-хоп/рэп/R’n’B проектом». Бьянка ко всему прочему явно позаимствовала у Кристины Орбакайте «губки бантиком» из той самой песни, в которой она еще пела и про «бровки домиком», и про «маленького сонного гномика».
Причину успеха подобных композиций психологи объясняют просто. Оказывается, когда мы слышим слова «бровки», «попка», «губки», то представляем себя детьми, а быть маленьким – это всегда приятно. «Такие тексты есть не что иное, как некий регресс в наше детство, потому что это тот язык, которым мать разговаривает с ребенком, – пояснила «НИ» директор Центра психологической поддержки и современного психоанализа Татьяна Мезинова. – Поэтому, когда мы слышим такие вещи, то, грубо говоря, загорается «якоречек» чего-то такого теплого и хорошего, как разговор с родителями. Именно из-за этого песни становятся для нас привлекательными, а эти слова – очень привязчивыми».
«Кто этот лысый? В него бы я влюбилась»
А вот поговорить на простом языке, без заискиваний предпочитают новички отечественной эстрады дуэт «Потап и Настя Каменских». Так, в песенке про «Крепкие орешки» исполнители дают слушателям возможность поработать со своим воображением и пофантазировать, в какие именно достоинства влюбилась Настя: «Кто этот лысый? В него бы я влюбилась / Ну ты размечталась... Это же Брюс Уиллис / Он главный герой и не потерпит насмешки / По фильму у него – самые крепкие орешки».
Популярность таких каламбурных песен психологи объясняют тем, что в данном случае слушателя подсаживают не на текст, а на рифму и мелодию. «Есть определенный звуковой ряд, который оказывает на нас психологическое действие, – рассказывает Татьяна Мезинова. – Например, когда в словах много букв «р», то это всегда ассоциируется с чем-то агрессивным. Если это мягкие шипящие звуки, то это действует более успокаивающе. Соответственно, мы хорошо реагируем на ритмы, когда в определенной последовательности повторяются слоги и группы слов. И за счет этих повторений человека даже можно вводить в транс. Поэтому мы выбираем эти песни бессознательно – не по смысловому содержанию, а по звучанию». Вот и выходит, что нет ничего удивительного в том, что мы завороженно слушаем песни «Братьев Гримм» с призывом «хлопай ресницами и взлетай» и группы «Корни» о девушке, у которой «изумрудные брови колосятся под знаком луны».
Кроме того, психологи уверяют, что незамысловатые мотивы никогда не выйдут из моды, потому что, как это ни странно, человеку они жизненно необходимы. Во-первых, и попса, и даже шансон дают нам возможность погрузиться в иной мир и забыть о своих проблемах. А во-вторых, легкая ритмичная музыка позволяет расслабиться после тяжелого трудового дня. «Конечно, некоторые люди для разгрузки слушают классическую музыку, но она подходит не всем, потому что вызывает массу эмоций,– поясняет Татьяна Мезинова. – А вот простоватенькие песни с низким содержательным рядом не заставляют психику напрягаться. Человек не думает о содержании того, что поется, и не включает переживания, потому что под три притопа – три прихлопа это невозможно сделать».
Получается, что, ругая попсу, мы в то же время бессознательно становимся ее заложниками. А значит, навсегда обречены слушать ту музыку, написание которой уже давно под силу даже компьютеру.
Почему сегодня популярны незамысловатые песни?
Михаил ТАНИЧ, поэт-песенник:
– Мне современные песни не нравятся. Но подросло уже, наверное, два поколения людей, которые воспитаны именно на этой танцевальной музыке. Винить их нельзя – они родились в такое время. Но, к сожалению, эти тексты не поддаются какой-либо профессиональной оценке. В печатном варианте их читать невозможно – это просто какие-то повторяющиеся слова. С Первого канала мне постоянно присылают песни на оценку, просят, чтобы я высказал свое мнение и выбрал три песни из нескольких дисков. Но я все это прослушать до конца не могу. Я могу послушать максимум десять-пятнадцать песен, и они для меня сливаются в одну. Но что делать – сегодня именно они становятся шлягерами. Но я не буду учиться писать такие песни. Более того, я думаю, что я и не смог бы написать что-то подобное. Я даже не смог бы для Алсу написать. Она же поет жвачку какую-то. Понимаете, в основе этих песен лежит не поэзия, а ритмы.
Катя ЛЕЛЬ, певица:
– О моих песнях можно много говорить и ругать их, но вы сделайте то же самое, а я посмотрю. Если эти песни до сих пор просят исполнить «на бис», то, наверное, нам удалось сделать правильную подачу. Знаете, нельзя предсказать, что понравится народу. Поэтому, конечно же, в первую очередь, я думаю, успех идет от композиторов и авторов. Это должен быть незамысловатый легкий текст, быть может, ироничный, кокетливый. Еще есть такое понятие, как тандем, – слияние композитора и исполнителя. Вот это, на мой взгляд, у нас и произошло. Все сошлось, и пошла правильная энергетика. И поэтому «Муси-пуси» будут ругать, будут постоянно о ней говорить. Но, как сказал мне один человек: «Катя, ты радуйся – если тебя ругают, значит, ты всех интересуешь, это большой и сильный показатель». Поэтому я рада, что песни обсуждаются, что они любимы, значит, мы все сделали правильно.
Иосиф ПРИГОЖИН, продюсер:
– Безусловно, сейчас присутствует однообразие жанров, музыки, текстов. Но популярность незамысловатых песен кроется в том, что сложные вещи – это для избранных людей, а простые – для народа. И это во всем мире так. Трудно прогнозировать, как ситуация будет развиваться дальше. Могу сказать одно: если бы эти песни не были востребованы, то артисты занимались бы чем-то другим. А сейчас у нас все, кто не умеют играть и петь, считаются рок-н-роллом. Люди иногда даже не знают нот, не имеют музыкального образования. Поэтому здесь корень зла кроется в том, что непрофессионалы в принципе не имеют права появляться на телеэкранах и в радиоэфире.