Приднестровье смирилось с Молдавией
Россия вынудила Игоря Смирнова к переговорам с Кишиневом
Вчера лидер непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) Игорь Смирнов заявил о готовности к переговорам с Молдавией по урегулированию многолетнего конфликта. Это можно считать сенсацией: последние два года Тирасполь наотрез отказывался от контактов с Кишиневом, а после провозглашения независимости Косово с удвоенной силой потребовал отделения. Позиция господина Смирнова смягчилась после того, как его навестили представители "Газпрома", а с главой МИД ПМР Валерием Лицкаем побеседовали на Смоленской площади.
В нехарактерной для себя роли миротворца президент Приднестровья выступил на встрече со спецпредставителем действующего председателя ОБСЕ Хейкки Талвитие, который вчера посетил Тирасполь с кратким визитом. В ходе переговоров господин Смирнов, еще недавно и слышать не желавший ни о каком диалоге с Кишиневом, вдруг заявил о том, что "Приднестровью и Молдове необходимо перейти от демонстрации возможностей друг друга к выработке конкретных мер доверия для восстановления полноценного равноправного диалога".
"Мы обменялись мнениями о мерах доверия, поговорили о подходах к возобновлению консультативного переговорного процесса в формате 5 + 2 (Россия, Украина, Молдавия, Приднестровье, ОБСЕ, США и ЕС), ибо стороны должны договариваться",— возвестил после встречи господин Смирнов. При этом он выразил надежду, что "усилия сторон и посредников позволят сделать пусть и маленькие, но конкретные шаги на пути к урегулированию отношений между Приднестровьем и Молдовой".
Подобного миролюбия лидер ПМР не демонстрировал давно. С 2006 года, после того как власти Молдавии и Украины ввели новый таможенный режим для приднестровских товаров (согласно ему, продукция может пересекать границу лишь на основе молдавских документов), Тирасполь прекратил все контакты с властями Кишинева, обвинив тех в экономической блокаде региона. Осенью 2006 года в ПМР прошел референдум о независимости республики с ее последующим присоединением к России, и 97,2% жителей региона это поддержали. Потом Игорь Смирнов не раз заявлял, что о воссоединении двух берегов Днестра больше не может быть и речи.
Россия, находившаяся тогда в напряженных отношениях с Молдавией, поначалу благословляла радикализм господина Смирнова. Однако потом молдавский президент Владимир Воронин все же сумел вернуть себе расположение Кремля. Сближение началось летом 2007 года и главным образом благодаря тому, что господин Воронин признал неприкосновенность российской собственности в ПМР и гарантировал невступление в НАТО, приняв российское предложение разработать международно-правовой документ, закрепляющий постоянный нейтралитет его страны (работа над ним пока не завершена).
А вот господин Смирнов примерно за то же самое время умудрился полностью растерять доверие Москвы. Ему не простили нерационального использования российской финансовой и гуманитарной помощи, которая поступала в регион в 2006 году и вместо распределения среди простых граждан тратилась на содержание чиновничьего аппарата и спецслужб. Одновременно в РФ росло недовольство тем, как Приднестровье поступает с российским газом: Тирасполь задолжал за него больше $1 млрд, притом что топливо всегда бесперебойно поступало в ПМР, а здешние предприятия и население исправно за него платили. "Они воруют дважды: сначала беспрепятственно отбирают наш газ, потом его продают. Деньги же куда-то исчезают",— негодовал в беседе с источник в Кремле. Весной в ПМР разразился громкий скандал вокруг газовых денег, инициатором которого стал спикер верховного совета непризнанной республики Евгений Шевчук. Он потребовал от крупного приднестровского Газпромбанка, которым руководят сын господина Смирнова Олег со своей женой Мариной, отчитаться за то, куда уходят платежи.
Скандал тогда был замят, но долг ПМР никто не простил. Подтверждением тому стал визит в приднестровскую столицу представительной делегации из "Газпрома". Во вторник, 26 февраля, Тирасполь посетили зампред правления ОАО "Газпром" Валерий Голубев и начальник управления компании по работе со странами ближнего зарубежья Анатолий Подмышальский. "Мы говорили об обеспечении текущих платежей. Сегодня складывается серьезная ситуация с образованием задолженностей по выплатам за газ. Мы обговорили программу, согласно которой будут погашаться эти долги",— заявил по итогам встречи господин Подмышальский.
После того как 17 февраля Косово в одностороннем порядке провозгласило свою независимость, особая политика России в отношении Приднестровья стала бросаться в глаза. Если лидерам Абхазии и Южной Осетии Сергею Багапшу и Эдуарду Кокойты беспрепятственно давали возможность требовать независимости по косовскому сценарию с информационных площадок в Москве, то представители Тирасполя ни разу не появились в российской столице. Поэтому о желании последовать примеру Косово Тирасполь решил заявить по собственной инициативе, за что тут же поплатился. В начале недели глава приднестровского внешнеполитического ведомства Валерий Лицкай был вызван на Смоленскую площадь и принят заместителем министра иностранных дел РФ Григорием Карасиным. Приднестровскому гостю было однозначно заявлено, что российская сторона не приемлет методы, идущие "вразрез с международным правом, как это имело место в случае с Косово".