«Все что угодно, кроме Буша»
Президентская гонка в США маргинализирует СМИ и консолидирует молодежь
«Если Хиллари не возьмет Арканзас, мы в беде», - рассказывает Роуз, владелица компании, занимающейся PR и GR, которая любезно пригласила группу иностранных журналистов к себе домой. Роуз и Хиллари дружат более 30 лет. На вечеринке присутствовали подруги бывшей первой леди США, с которыми Роуз ездила в Нью-Гэмпшир агитировать за любимую подругу.
В супервторник Хиллари Арканзас взяла. В общей сложности в ее багаже теперь победы в 12 штатах. Она собрала 823 делегата (все делегаты отправятся на съезд Демократической партии в августе) из 2025 необходимых, чтобы получить так называемую номинацию - другими словами, стать единым кандидатом на пост президента США от Демократической партии.
Во вторник вечером в благодарственной речи Хиллари в очередной раз вернулась к вопросу половой принадлежности будущего президента. «Моя мама родилась еще до того, как женщинам позволили голосовать. А сегодня она смотрит на свою дочь на этой сцене!» - воскликнула Клинтон. Кстати, по свидетельству подруг, выступать на публике она училась долго и упорно. От природы она скромна. Такой и остается при личном общении.
Потом наступил момент Обамы. Сенатор от штата Иллинойс, собравший 741 делегата (из 2025) и получивший первенство среди демократов в 15 штатах, в начале своей речи выразил соболезнования пострадавшим от торнадо в штатах Теннесси и Арканзасе. Чуть позже под бурные аплодисменты политик заявил, что мы не должны быть разделены по расовому, половому и региональному признакам. Правда, говоря о том, что школы воруют у детей будущее, он не забыл добавить, что воруют они будущее у черных и белых детей.
Все выборы посвящены именно разделению по половому и расовому признакам: Хиллари акцентирует внимание на том, что она первая женщина, которая вот-вот станет президентом США, Обама - на том, что он первый афроамериканец, который вот-вот станет главой государства.
Республиканцам не остается ничего иного, как мериться своей консервативностью. Вот и Джон Маккейн, сенатор от Аризоны, обвинил своего оппонента Митта Ромни. По словам сенатора, когда Ромни был губернатором Массачусетса, то занимал две позиции по любой теме. То есть, убежден Маккейн, Ромни проявил себя как либерал. «Я - консерватор в этой гонке!» - с гордостью произнес Маккейн во вторник вечером в Калифорнии, откуда он отправлялся в Аризону. Джона Маккейна провожал, быть может, даже более именитый республиканец - губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер. Кстати, для номинации кандидату от Республиканской партии придется набрать 1191 делегата. Съезд Республиканской партии состоится в сентябре. Маккейн пока набрал 680 делегатов и выиграл в 12 штатах. У Ромни 270 делегатов и 11 штатов.
В том, что кампания демократов посвящена главным образом вопросу о том, кто будет следующим президентом США (женщина или афроамериканец), журналист и преподаватель Джорджтаунского университета в Вашингтоне Джеффри Дворкин не видит ничего плохого. «Несколько поколений назад подобные дебаты вообще невозможно было себе представить», - заявил он в интервью обозревателю «Газеты» в Вашингтоне.
«Впервые за всю историю американские выборы настолько открыты, - говорит колумнист газеты The Arkansas Times Эрни Дьюмас, занимающий к тому же почетную должность декана журналистов Арканзаса. - Открыты и республиканцы, и демократы. Любопытен феномен Хиллари Клинтон, к которой никто не остается равнодушным. Ее либо страстно любят, либо страстно ненавидят».
Дьюмас отмечает еще один интересный факт, связанный с нынешней кампанией: «Впервые за всю историю печатные СМИ маргинализированы». Действительно, пиарщики кандидатов использовали печатные СМИ крайне мало, отдавая, разумеется, значительное предпочтение телевидению. Да и издания зачастую дискредитируют себя сами. Собственным материалам они предпочитают соцопросы, зачастую нерепрезентативные и с неоправдывающимися прогнозами. «Соцопросы - дешевый способ заполнять газеты», - полагает Дворкин.
Впрочем, всемогущим телевидение тоже не оказалось. Используя минимальное количество телероликов, значительную поддержку избирателей получил экс-губернатор Арканзаса Майкл Хакаби. У этого последовательного креациониста и ярого сторонника здорового образа жизни 176 делегатов (из 1191 необходимого) и победа в шести штатах. Хакаби в прошлом пастор. По этой причине в его штабе поддержки не было алкоголя и еда была бесплатна. Штабы поддержки Хиллари и Обамы располагались в барах.
В окончательной победе Хакаби политологи сомневаются, однако не исключают, что он может стать вице-президентом США при президенте Джоне Маккейне. В течение всей кампании и Маккейн, и Хакаби с уважением относились друг к другу. Тем более что это уважение подкреплялось выходками со стороны Митта Ромни, который постоянно нападал на оппонентов.
Американские СМИ, а с ними и СМИ всего мира, скептически относились к Хакаби. Еще за несколько дней до супервторника они объявили, что республиканская гонка - соперничество двоих, разумеется, имея в виду Ромни и Маккейна. Впрочем, в благодарственной речи, обращенной к избирателям Арканзаса, отдавшим голос за него, экс-губернатор подтвердил, что действительно это гонка двоих, имея в виду себя и Ромни. Собственно, это была самая патетическая часть выступления, после которого он дал слово супруге. Он представил ее как будущую первую леди США. Супруга оказалась немногословна: заявила, что в штабе Хакаби работает пусть и небольшая, но фантастическая команда, и пожелала всем присутствующим безопасно вернуться домой. Действительно, в Литл-Роке разверзалась стихия.
Впрочем, какие бы взлеты ни ждали Хакаби на пути к президентскому креслу, на этих выборах он его не получит. Конечно, если не станет вице-президентом при 71-летнем Маккейне. Ведь, по меткому определению Дворкина, возникает вопрос: голосуя за Маккейна, не голосуешь ли ты на самом деле за вице-президента?
«Хакаби является представителем глубокой и странной американской культуры, - отмечает Дворкин, апеллируя к примитивно-консервативным взглядам политика. - Впрочем, он умен и очарователен, но этого теперь недостаточно».
Лучше всего это понимает Барак Обама. Великолепный оратор, он обещает Америке не соблюдение традиций, а перемены. В чем перемены будут заключаться, политик, правда, не поясняет. Зато поясняет Дворкин: «Перемены - это все что угодно, кроме Буша».
Барак Обама харизматичен почти так же, как венесуэльский президент Уго Чавес. Однажды Чавес на моих глазах довел до экстаза московских тинейджеров, которые радостно свистели и прыгали, когда он рассказывал об успехах сельского хозяйства в Венесуэле. Американский политик молодежь вводит в экстаз уверенными обещаниями невнятных перемен. По меткому наблюдению Роуз, наблюдая за толпой поклонников Барака Обамы, понимаешь, что им не хватает надзора взрослых. Тем не менее именно они могут решить исход гонки демократов.