Англичане в России: то о камень споткнутся, то о "кирпич"
Госдума уже в четверг может принять специальное заявление в связи с деятельностью отделений Британского совета в России. Несмотря на официальный запрет, его филиалы в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге продолжили после новогодних праздников свою работу. По мнению депутатов, сложившаяся ситуация "носит беспрецедентный, вызывающий характер".
Выступая на заседании международного комитета Госдумы, министр иностранных дел России Сергей Лавров был категоричен: "Историческая память британской стороны, которая связана со временем колонизаторства, - это не тот язык, на котором можно говорить с Россией. Мы всегда думали, что официальные лица Великобритании знакомы с международным правом". Его британский коллега Дэвид Милибэнд в долгу не остался: "Не в интересах ни Великобритании, ни России делать процветающие двусторонние связи в области культуры, образования и науки заложниками других, не относящихся к этому делу вопросов".
Напомним: МИД еще 25 октября прошлого года официально проинформировал британскую сторону о том, что "в условиях отсутствия нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность БС в Российской Федерации", ставит вопрос о приостановке к 1 января 2008 года функционирования всех региональных отделений этой организации на своей территории. Причем речь шла не о немедленном сворачивании их деятельности, а о замораживании работы до того момента, когда будет заключено российско-британское соглашение о порядке учреждения и деятельности культурно-информационных центров.
"Мы планировали поставить на правовую базу деятельность Британского совета на основе нового соглашения. Однако летом британская сторона пошла на систематическое ухудшение отношений с Россией, - заявил тогда Сергей Лавров, напомнив о высылке в июле из Лондона четырех российских дипломатов, приостановке переговоров об облегчении визового режима и введении эмбарго на сотрудничество спецслужб. - Такие вещи в дипломатии сносить не принято". В ответ Москва свернула работу над двусторонним соглашением о культурных центрах, которая велась последние десять лет.
Посол в России Тони Брентон, в свою очередь, разъяснил, что деятельность Британского совета регламентируется двусторонним Соглашением о сотрудничестве в области образования, науки и культуры от 1994 года и дополнительных нормативных актов не требуется. Правовое управление российского МИДа с аргументом не согласилось: в этом базовом документе "не определены ни условия деятельности Британского совета, ни количество офисов, ни порядок их открытия". Зато в данном документе прямо указано, что любая деятельность в рамках этого соглашения должна осуществляться в соответствии с законодательством и правилами, действующими на территории того государства, в котором она проводится. Что важно: другие страны, имеющие в России культурные центры, - Германия, Испания, Франция - необходимые двусторонние соглашения своевременно заключили.
"Известия" уже писали, что претензии к региональным представительствам Британского совета возникли не вдруг. Некоторые филиалы располагались на территории дипмиссий, и российские правоохранительные органы не могли в должном объеме контролировать их. А в Нижнем Новгороде, например, представительство Британского совета функционировало 13 лет. Полгода назад замгубернатора по имущественно-земельным отношениям Ирина Живихина заявила, что эта организация с первого дня работы не оплачивала аренду офиса в центре города. Сумма накопившихся претензий - от 1,3 до 2,6 млн рублей в год.
В Петербурге вообще дошло до возбуждения уголовного дела по статье о незаконном предпринимательстве. Речь шла о преподавании без лицензии и неуплате налогов. В филиале БС были открыты самые дорогостоящие в северной столице языковые курсы - 24 часа занятий стоили 15 тысяч рублей. При этом за последние три года питерское отделение "сэкономило" на налогах около 20 млн рублей.
14 января британский посол был вызван в наш МИД, где ему еще раз объяснили суть претензий. В официальном заявлении, которое было сделано после беседы, в частности, говорится: "Британская сторона неоднократно предупреждалась, что на нее ляжет вся ответственность за игнорирование законных требований российских властей. Учитывая, что наши призывы не были услышаны, российская сторона вынуждена принять ряд мер административного и правового воздействия в соответствии с нормами российского законодательства и мировой практики. В частности, в ближайшее время будут осуществлены необходимые процедуры по взиманию налоговой задолженности отделения БС в Санкт-Петербурге, российская сторона не будет выдавать визы новым сотрудникам, направляющимся на работу в генконсульства в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге для обеспечения деятельности БС, и продлевать аккредитацию нынешним. В случае если деятельность Совета в регионах будет продолжена, российская сторона оставляет за собой право на принятие дополнительных мер, в том числе в отношении офиса БС в Москве".
В Лондоне считают, что Москва "неоправданно закручивает гайки", покушаясь на святое - сферу гуманитарных и культурных ценностей. В высотке же на Смоленской площади полагают: усилия по приведению деятельности Британского совета в рамки российского правового поля абсолютно справедливы и оправданны. А пока стороны обмениваются тяжелыми ударами, приходится с сожалением констатировать: уровень двусторонних отношений упал до нулевой отметки. Кто от этого выиграл? Ведь в развитии отношений заинтересованы и британцы, и россияне. Очевидно, что эти отношения не могут быть "улицей с односторонним движением", при их выстраивании должны соблюдаться общепринятые в мировой практике правила игры. Говоря футбольным языком, сейчас мяч - на британской стороне.