Наркотики в гробу видал
Гангстер Ридли Скотта выходит на экраны

В четверг в российский прокат выходит новая гангстерская сага с Дензелом Вашингтоном и Расселом Кроу в главных ролях. Актеры-оскароносцы в "Гангстере" разыгрывают историю, основанную на реальных событиях: о том, как в Нью-Йорке начала 1970-х годов шла непримиримая борьба с наркодельцами.
Силы были неравны. В международный наркотрафик вовлекались широкие социальные слои - от беднейших иммигрантов до респектабельных мафиози, а также коррумпированные полицейские и военные. Охотников же прекратить этот налаженный процесс зарабатывания денег на белой смерти насчитывалось всего несколько человек. Рассел Кроу играет Ричи Робертса - главу малочисленного, но стойкого отдела по борьбе с наркотиками в Гарлеме. Дензел Вашингтон вживается в образ Фрэнка Лукаса, амбициозного наркобарона из того же нью-йоркского района. Собственно, гангстер из названия фильма - это он, Лукас. Прототипы обоих персонажей вроде бы живы до сих пор, и режиссер Скотт, похоже, так стеснялся их обидеть, что сделал и плохого, и хорошего парней в своем фильме одинаково симпатичными.
С героем Кроу все понятно сразу: трудно не сопереживать последнему честному копу в округе. Еще в начале картины этот полицейский, следя за мошенниками, случайно обнаружил $1 млн. И вместо того чтобы прикарманить денежки, сдал их государству. Глупейший, по мнению коллег, поступок превратил Ричи во врага всего департамента. И не зря: в свое время этот обладатель чистых рук отловит и посадит немало оборотней в погонах.
А вот фигура темнокожего гангстера-наркобарона вызывает у режиссера уважение, не вполне оправданное с точки зрения морали. С одной стороны, нам дают понять, что наркотики - зло, мельком демонстрируя на экране вконец опустившихся потребителей зелья. Но с другой - получается, что Лукас виноват не более чем любой другой винтик в системе, дающей работу куче народа. Есть даже повод восхититься его преданностью семье и любовью к старой маме, а также недюжинной деловой хваткой.
Начав шофером и помощником у большого гарлемского босса, Фрэнк Лукас занял его место, устранил конкурентов и придумал оригинальную схему доставки чистейшего героина в Штаты - по дешевке и без посредников. Наркотики доставлялись прямиком из Юго-Восточной Азии военными самолетами, в том числе и под видом "груза 200" - в солдатских гробах. Шла вьетнамская война, и среди американских военнослужащих находилось немало желающих как тратиться на наркотики, так и подзаработать на их транспортировке.
С окончанием войны у черного наркобарона могли возникнуть трудности с перевозкой, да и униженные конкуренты, в основном итальянские мафиози, вновь зашевелились. Однако именно к этому моменту честный полицейский Ричи Робертс подсобрал достаточно доказательств на Лукаса и его подельников, так что смог накрыть всю шайку и арестовать главаря.
Сцена взятия "цитадели" наркобизнеса - подпольного предприятия по расфасовке героина - является, безусловно, лучшей в "Гангстере". Разномастные служители закона - кто с ружьем, а кто с дубьем и монтировками - берут штурмом муниципальный социальный центр, а попросту - многоквартирный клоповник, где живут и трудятся вместе с семьями занятые в наркотрафике беднейшие гарлемцы.
Эпизод ареста самого наркобарона тоже вышел впечатляющий - в основном потому, что в этой сцене Рассел Кроу и Дензел Вашингтон впервые встречаются лицом к лицу. Их совместное присутствие на экране длится считанные минуты. Но все же достаточно долго, чтобы пожалеть о том, что они не встретились раньше. Режиссерский замысел, впрочем, очевиден: Ридли Скотт предпочел рассказывать две истории, полицейского и преступника, параллельно, а в кульминации наконец свести их вместе. Постановщик "Бегущего по лезвию бритвы", "Ганнибала", "Гладиатора" и "Падения "Черного ястреба" - безусловно, умелый рассказчик. Но в "Гангстере" ради исторических подробностей Скотт словно жертвует энергетикой и драйвом. Воссоздать атмосферу 1970-х годов в фильме удалось, но превзойти творивших в то время корифеев жанра Копполу и Скорсезе - вряд ли.