Выбор сделан. Выборы продолжаются
Первоначальный вариант возвращается: Иванов или Медведев
Центризбирком в субботу объявил официальные итоги выборов. И, если считать прошедшую кампанию референдумом, о чем так долго твердили единороссы, приходится признать: победил в ней глава государства. Подтверждение тому – 72% голосов, полученных «на двоих» партиями Бориса Грызлова и Сергея Миронова. В повестке дня следующий вопрос: кем и насколько эффективно будет использован ресурс Владимира Путина. По данным «НГ», список преемников нынешнего главы государства снова сузился до двух человек: первых вице-премьеров Сергея Иванова и Дмитрия Медведева.
72% в одни руки
100-процентный подсчет протоколов избирательных комиссий почти не изменил появившихся ранее цифр. У ЕР – 64,3% голосов, у эсэров – 7,74%. Если добавить к ним голоса почитателей Владимира Жириновского, никогда не голосовавшего ранее против «генеральной линии» Кремля, то конституционное большинство коалиции двух «Россий» в будущей Думе – «Единой» и «Справедливой» – становится еще более весомым.
Заметим: многие иностранные наблюдатели официально признали российские выборы легитимными, и влиятельная зарубежная пресса не ставит под сомнение итоги кампании. Многочисленные нарушения, отмеченные оппозицией и частью представителей ОБСЕ (известное письмо 23), пока не доказаны. И в любом случае они не смогут повлиять на главный результат. Кардинально расклад в парламенте не изменился бы: Путин как лидер ЕР получил вотум доверия нации. Цифры голосования за либералов, так и не сумевших объединиться, доказывают – их электорат ушел либо к коммунистам, либо к ЕР. Во втором случае – если речь идет о гражданах, довольных своим положением в последние несколько лет.
Ровно через неделю «Единая Россия» назовет своего кандидата в президенты. Пятничный генсовет партии подтвердил версию «НГ»: претендентом на высший государственный пост станет один человек. Однако выбран скорее всего он будет из двух претендентов. Есть веские основания полагать, что ими окажутся первые вице-премьеры Сергей Иванов и Дмитрий Медведев. Этого не исключил и информированный источник в партии. Впрочем, подчеркнув, что не следует забывать о непредсказуемости, отличающей важнейшие кадровые решения президента страны. Таким образом, судя по всему, в работу возвращается первоначальный вариант двух преемников, с которого все и начиналось. Прочие же кандидаты, которых в последнее время называлось немало, видимо, появлялись лишь для отвлечения внимания от реальных.
Обретает реальные очертания и другая информация «НГ»: о коалиции двух пропрезидентских партий. В пятницу спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что его структура готова поддержать общего с ЕР кандидата. Более того, как сообщил «НГ» достоверный источник, эсэры примут участие в качестве гостей в работе единороссовского съезда, где и будет названо имя этого человека. Именно на съезде, в процессе совместного благожелательного обсуждения общей кандидатуры и будет официально заложен фундамент коалиции эсэров и единороссов.
Поэтому, кстати, «Справедливой России» не понадобится отдельный партийный съезд – в минувшую пятницу спикер Совфеда поставил мероприятие под вопрос.
Компанию эсэрам на съезде ЕР в Гостином Дворе составит, по нашим данным, «Гражданская сила». Среди других гостей – Аграрная партия.
Была бы честь предложена
Обсуждение кандидата не будет долгим. Ранее Путин предупреждал: неожиданностей в этом плане ждать не следует. Между тем пока нерешенным остается важная проблема: кто займется выдвижением будущего президента? Эту честь могут оказать «Единой России», но тогда кандидат в значительной степени утратит ореол всенародно избранного лидера и будет слишком тесно связан в глазах людей с нынешней бюрократией партии власти. Недостаток в агиткампании можно устранить, если выдвижение беспартийного кандидата поручить общественникам. Напомним: лидеры движения «За Путина» тоже приглашены на съезд. Впрочем, такому «самовыдвиженцу» достаточно обзавестись группой товарищей в 500 человек, чтобы заявить о своих претензиях.
Сторонники обоих подходов к решению вопроса есть и в Кремле, и в самой ЕР. Рассматривается и такой вариант: выдвижение общественников будет просто поддержано партией. Или несколькими партиями. В этом случае одной процедурой у кандидата станет меньше: его штабу не придется собирать 2 млн. подписей.
Как сообщил источник «НГ», после съезда начнется период обновления ЕР. Ротация кадров в этой структуре предсказана была и Владимиром Путиным, упоминавшим о необходимости обновления «Единой России». Несомненно, перемены коснутся и региональных руководителей. В отношении губернаторов, в чьих регионах голосование за ЕР не отличалось высокими показателями, последуют оргвыводы.
Кроме того, по данным «НГ», на съезде будет существенно подкорректирован партийный устав. По словам источника, этот документ определит не только порядок ротации партийных кадров, но и отрегулирует характер внутрипартийных решений. Идеологические расхождения не помешают выработке общепартийных решений. В уставе четко укажут – дискуссии возможны лишь до момента утверждения общей линии поведения. Критика партийцами принятых решений будет жестко пресекаться.
В «Единой России» уверены: слабость оппозиции и отсутствие праволиберальных сил в нынешнем парламенте восполнится борьбой течений внутри партии. История знает успешные примеры реализации подобных механизмов саморегулирования. На память приходит аналогичная по некоторым внешним признакам ситуация в партии консерваторов Великобритании в годы правления Маргарет Тэтчер. Однако следует помнить, что политическая культура английских тори никогда не была отягощена советской однопартийной практикой и развивалась столетиями в условиях конкурентной борьбы и свободных СМИ.
Легенды и мифы прошедшей кампании
Самые тревожные сценарии выборов не подтвердились. Да, нарушений оказалось много – и грешили ими все участники гонки. При этом наблюдатели не сумели привести веские доказательства таковых. В результате в Думу прошли все те партии, которые и раньше там были. «Родину» сменила ее правопреемница – «Справедливая Россия», остальные остались «при своих».
Новый избирательный закон оказался не таким ужасным, как ожидалось. 7-процентный барьер не перешли партии, которые не уложились в итоге и в 5%. Ужесточение условий оказалось лишним. Антиэкстремистское законодательство так ни разу и не было всерьез применено. Дело ограничилось угрозами со стороны власти, не доходя до конкретных преследований. И, наконец, отмена графы «против всех» не привела к резкому росту числа испорченных бюллетеней. «Протестантов» на прошлых выборах было около двух с половиной миллионов, а количество поврежденных листов для голосования в обеих кампаниях примерно равно. Отмена графы явно распределила голоса между участниками выборов, выполнив свое предназначение.