Миссия невыполнима
Российские ученые опровергают сообщения о том, что в космосе секс есть
Заместитель руководителя Института медико-биологических проблем (ИМБП) Валерий Богомолов прокомментировал появившуюся в британской газете The Guardian информацию о том, что американские и российские космонавты имеют опыт занятий в космосе сексом. По его словам, в отечественной космической медицине эта проблема даже не рассматривалась. Так или иначе, появления россиянки на МКС, тем более ее участия в долгосрочных экспедициях на другие планеты, вряд ли стоит ожидать. Наши мужчины стали и в этом монополистами.
Лондонская газета The Guardian опубликовала сенсационную статью о том, что члены экипажей МКС занимались сексом на орбите. Журналисты утверждают: в 1996 году Национальное аэрокосмическое агентство США (НАСА) провело исследование на тему: «В каких позах можно делать ЭТО в невесомости». Из 20 поз было выбрано 10, после чего двое подопытных испробовали их в реальных условиях. Лишь четыре были признаны пригодными.
Российские специалисты молниеносно откликнулись на скандальную статью. «Ни о каком сексе на орбите я не слышал, – заявил заместитель директора Института медико-биологических проблем РАН Валерий Богомолов. – Космонавты – тоже живые люди, но за всю историю полетов этот вопрос никогда не вызывал проблем». Г-н Богомолов добавил, что не располагает данными и о том, что НАСА проводило подобные опыты.
Трудно судить, как там, у американцев. Что же касается нас, возможность секса на орбите пока исключена даже теоретически. В наземном эксперименте «Марс-500», который продлится полтора года, участие женщин и семейных пар не планируется. «Наша позиция такова, – говорит Валерий Богомолов, – что женщин не следует в него включать. Они не способны выдержать такие же нагрузки, как мужчины».
Кроме того, и на МКС, командиром которой сегодня является астронавтка Пегги Уитсон, в обозримом будущем вряд ли появится россиянка. Дело в том, что у нас в отряде одна-единственная женщина – 30-летняя Елена Серова. Всего в космос летали три наших соотечественницы, но вот уже 10 лет у русского космоса неженское лицо. Для сравнения, в США 40 слетавших женщин, Канада отправила на орбиту двух, Япония, Британия и Франция – по одной.
Нужно ли посылать женщин в космос вообще? И как там без них живется мужчинам? «А как живут по полгода в походе экипажи подводных лодок? – ответил на вопросы «НИ» летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов. – Как люди в армии без секса обходятся? Мужчины, которым поручена тяжелая работа, ко всему привыкают. Надо учесть, что мы сейчас проводим в космосе по полгода-году. Женщине такие нагрузки выдержать трудно и психологически, и физически. Мы не посылаем наших женщин на МКС еще и потому, что выстроилась длинная очередь высококлассных специалистов, ждущих полета многие годы. На их подготовку затрачены большие средства, и так и не дать им слетать было бы и негуманно, и невыгодно».
По рассказам наших космонавтов, каких-то особых сексуальных проблем они в полетах не испытывали. Даже удивлялись, когда с Земли им присылали порнофильмы и фривольные журналы: на это у них просто не оставалось времени. Да и сны видели невинные.
Впрочем, научное сообщество не имеет единой точки зрения по вопросу о сексе в космосе. Лоуренс Палинкас из университета Южной Калифорнии полагает: «С перспективой долгосрочной миссии трудно игнорировать вопрос сексуальности». Однако опыт работы антарктических станций, где команды делятся на пары (впрочем, и здесь имеются в виду отнюдь не россияне), заключая брачные контракты на срок своего пребывания, указывает на случаи сексуальных конфликтов, которые могут привести к срыву поставленных перед полярниками задач. Психолог Кэрол Эллисон убеждена, что давно пришло время изучить взаимодействие пар в длительных полетах. По ее мнению, секс может принести большую пользу космическим миссиям, создавая «ощущение стабильности». Но все это нужно обсуждать с астронавтами до полета, а психологам готовиться к проведению групповой терапии.
И все же сексуальные контакты в наших научных программах имели место. Правда, речь идет не о людях, а о мухах-дрозофилах и тараканах. 33 прусака из Воронежа, осуществивших в сентябре полет на спутнике «Фотон М3», не обманули ожидания ученых и дали потомство. Руководитель исследования, ассистент кафедры биологии Воронежской государственной медицинской академии Дмитрий Атякшин убежден: «Каждый живой объект вносит свою лепту и может подсказать человеку, как безопаснее для здоровья осваивать космические просторы».