Прощай, Тенориссимо!
После тяжелой болезни ушел из жизни великий Лучано Паваротти
Лучано уже давно только с афиш и рекламных плакатов смотрел на мир, лучезарно улыбаясь. В жизни последние годы он казался не жизнерадостным великаном, а усталым пожилым человеком с невероятно грустными глазами.
Летом 2006 года великий Па (а вместе с ним весь мир) узнал о тяжелой болезни: приговор врачей был жесток — рак поджелудочной железы. Перенеся тяжелейшую операцию в одной из клиник Нью-Йорка, Лучано мужественно боролся с недугом и просил своих друзей и поклонников "не превращать его болезнь в атомный взрыв". Он умел держать удары судьбы.
Родная Италия, как ни странно, недолюбливала своего великого соотечественника. При всяком удобном случае итальянцы с плохо скрываемым наслаждением всаживали ему в спину "гарпун", отравленный завистью. Самый холодный, а часто откровенно неодобрительный, прием в карьере Паваротти случался как раз в миланском La Scala, галерка которого не прощала певцу даже мизерной неточности в его коронном "верхнем до". А в 2001 году итальянские власти отдали маэстро под следствие, обвинив его в неуплате налогов. Эта история, тянувшаяся около года, стоила ему миллиона долларов, который он выплатил в качестве штрафа государственной казне.
С тех пор неприятности сыпались на Па одна за другой. Особенно тяжелым ударом для Лучано стала кончина отца в мае 2002 года. ("Мне очень не хватает моего Чиччо. Он был, скорее, моим сыном, а не отцом", — объяснял Паваротти.) В 2003 году певец расстался со своим менеджером Гербертом Бреслином, с которым вместе работал более 30 лет. Тот начал публично обливать Тенориссимо грязью, обвиняя его во всех смертных грехах. В том же году при родах умер один из детей-близнецов певца.
Паваротти впал в ужасную депрессию и впервые сообщил о решении навсегда покинуть сцену сразу после своего 70-летия, 12 октября 2005 года. Он собирался посвятить себя двум занятиям — воспитанию младшей дочери Алисы (от второго брака со своей секретаршей Николеттой Монтовани) и бесплатному преподаванию вокала. Уже не вставая с постели, он до последнего дня продолжал давать уроки пения, находя в этом, как сам признавался близким, единственное утешение и наслаждение своих последних дней.
В детстве Лучано больше всего на свете любил охотиться на ящериц и лягушек, гонять в футбол и, конечно, петь. Но поначалу становиться певцом не собирался и несколько лет работал учителем начальных классов в родной Модене, не помышляя ни о какой мировой славе. Победа на международном конкурсе в 1961 году изменила его взгляд на собственную судьбу, и уже в 1965 году партия Эльвино в "Сомнамбуле" Беллини на сцене Covent-Garden принесла певцу первый профессиональный успех.
Множество записей Паваротти бессильны передать исполинское всемогущество и сокрушительное обаяние его магического голоса, от которого весь мир сходил с ума. Многие люди годами копили деньги, чтобы хоть раз в жизни увидеть и услышать великого Па на сцене. Ему ничего не стоило подчинить себе аудиторию любого масштаба, а выступал он и на самых экзотических площадках — от площади Тяньаньмынь до пляжа Майями.
Россия, увы, редко попадала в гастрольную географию певца. Впервые великий Па приехал к нам в 1964 году в качестве скромного стажера театра La Scala, которому доверили лишь участие в "сборном" концерте труппы на сцене Кремлевского дворца съездов. В последний раз он пел также на сцене Кремлевского дворца в декабре 2003 года.
Лучано был человеком увлекающимся и разносторонним. Он неплохо рисовал. Его картины выставляются в лучших музеях мира и с успехом распродаются на благотворительных аукционах. Обожал лошадей, которые, по его собственному признанию, были для него лучшим лекарством от хандры. Он разводил в своих владениях целые сады из экзотических растений. А кулинарные пристрастия маэстро, называвшего хороший стол "крещендо хорошего дня", нередко становились поводом для анекдотов. Он утверждал, что может лично приготовить свою любимую пасту по 333 рецептам.
Паваротти умел и любил жить. В одном из своих последних публичных заявлений печально заметил: "В жизни я имел все, действительно все. И если жизнь вдруг заберет у меня все, значит, мы будем квиты".
Лучано Паваротти: "Я - мажорная личность"
В декабре 2003 года во время последнего визита в Россию Лучано Паваротти дал эксклюзивное интервью обозревателю "Известий" Марии Бабаловой.
- Какому из своих многочисленных хобби вы любите предаваться перед концертом?
- Накануне своего выступления я всегда играю в карты для того, чтобы немного расслабиться. Обычно в покер.
- Какого композитора предпочитает ваш голос, а какому поклоняетесь вы сами?
- Для такого голоса, как тенор, наиболее важным композитором, даже учитывая то обстоятельство, что он написал не слишком много опер, является Пуччини. Также очень важны для теноров опера Массне "Манон" и, конечно, все оперы Верди. Если же говорить конкретно о моем голосе, то он без сомнения предпочитает чистое бельканто — Доницетти и Беллини. Именно с них я начинал свою карьеру. А мой любимый композитор бесспорно Моцарт.
- Какую тональность вы предпочитаете в жизни, а какую в музыке?
- Разве не видно по мне, что я предпочитаю только мажор? Я —мажорная личность. Для меня минор всегда в стороне. Для меня жизнь всегда наполовину наполнена, а не наполовину пуста. И в музыке то же самое — только мажор.
- Учитывая сегодняшний мировой дефицит теноров, можете ли вы предположить, что в ближайшие пять лет у вашего тройственного союза: Паваротти — Доминго — Каррерас появятся достойные конкуренты?
- Сейчас одним из самых сильных теноров в мире является мой соотечественник Роберто Аланья. Есть также еще три или четыре хороших голоса. Но звездами не становятся за одну ночь или одну неделю. Ими становятся в течение десяти, а то и двадцати лет. Но, к сожалению, сегодня вокруг талантливых людей вьется много нечистых на руку бизнесменов, жаждущих наживы. Они торопят молодых певцов, чем портят еще не созревшие голоса.
- Как вам кажется, ваша младшая дочь будет заниматься музыкой?
- Я в этом уверен. Алисе доступно все. Но так случилось, что почти все ее игрушки — музыкальные. В основном, конечно, она слушает классику. Но иногда во время прогулок, услышав игру на гитаре, трубе или губной гармошке, она останавливается завороженная и позволяет увести себя лишь тогда, когда исполнение завершено. Могу точно сказать, на каком музыкальном инструменте будет играть Алиса — на ударных. Так как из ее комнаты часто доносится: бам, бам, бам. А ее выступление всегда сопровождается страшным беспорядком.