Выдать нельзя, выслать можно
Россия может нарушить взятые на себя международные обязательства

В Мосгорсуде сегодня рассматривается кассационная жалоба на решение Мещанского райсуда об административном выдворении в Узбекистан гражданина этой страны, уроженца Ташкента 41-летнего Яшина Джураева. На родине ему грозит длительный тюремный срок за организацию запрещенного религиозного объединения. Пикантность ситуации заключается в том, что 30 августа Генпрокуратура не удовлетворила запрос об экстрадиции, направленный узбекистанскими властями. А 4 сентября Европейский суд по правам человека постановил не высылать Джураева в Узбекистан.
Если Мосгорсуд решит дело не в пользу Джураева, тот вернется на родину в наручниках и как российский правонарушитель, а РФ нарушит свои международные обязательства. Российские правозащитники уже распространили заявление, где выражают опасения в связи с предполагаемой высылкой Джураева из страны.
Власти Узбекистана инкриминируют Яшину Джураеву создание религиозной организации "Таблиги Джамаат", которую называют экстремистской. В октябре 2004 года Джураева арестовали, а через два с половиной месяца приговорили к штрафу по статье 216 УК республики (организация запрещенных общественных объединений и религиозных организаций). После освобождения, опасаясь преследований, он спешно выехал в Россию.
26 января 2007 года в Москве возле мечети на проспекте Мира Джураева арестовали сотрудники милиции. Основанием для ареста послужил запрос генпрокуратуры Узбекистана, обвинявшей Джураева в нарушении той же 216 статьи. 30 августа российская Генпрокуратура неожиданно приняла решение об отказе в экстрадиции. Возможно, отказ объясняется тем, что "Таблиги Джамаат" не запрещена в России. Однако в тот же день Джураев был препровожден в Мещанский районный суд, который постановил выдворить его в Узбекистан. По данным "Газеты", основанием послужили фальшивые документы о регистрации. Адвокат Джураева - Марина Морозова заявила корреспонденту "Газеты", что независимо от того, является ли регистрация ее подзащитного фальшивой или не является, высылать его из России не имеют права. Ведь в феврале этого года Джураев направил в представительство управления верховного комиссара ООН по делам беженцев заявление о признании его нуждающимся в международной защите. 3 сентября высылка Джураева была обжалована в Страсбургском суде, и тот приостановил высылку вплоть до рассмотрения дела. Если ООН признает Джураева нуждающимся в защите, а Россия к тому времени вернет его в Узбекистан, то окажется, что она нарушила не только международные соглашения, но и собственное законодательство. В статье 15 Конституции написано: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".
Сейчас Джураев находится в поселке Северном, в центре содержания иностранных граждан (ЦСИГ) № 1 ГУВД Москвы. Аналогичная ситуация в прошлом году сложилась в связи с делом Рустама Муминова. Его в итоге выслали, якобы российские власти не были вовремя ознакомлены с решением, принятым Европейским судом по правам человека. "На этот раз мы можем доказать, что Генпрокуратура и центр содержания ознакомились с решением Страсбургского суда. Поэтому выслать его (Джураева. - "Газета") по-тихому не получится", - заявила корреспонденту "Газеты" руководитель программы помощи политическим беженцам из Центральной Азии комитета "Гражданское содействие" Елена Рябинина. В ЦСИГ № 1 адвокат Джураева направила факс с уведомлением о решении Страсбургского суда, в Генпрокуратуру - телеграмму с уведомлением.
Из России выдачи нет
25 мая британская королевская прокуратура направила запрос об экстрадиции из России Андрея Лугового, подозреваемого в убийстве Александра Литвиненко.
5 июня Генеральная прокуратура России ответила официальным отказом со ссылкой на 61-ю статью Конституции, исключающую возможность выдачи российских граждан иностранному государству.
31 мая Луговой дал пресс-конференцию, где утверждал, что Литвиненко был агентом британской разведки, а к его убийству мог быть причастен Березовский. 3 сентября министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о том, что Великобритания не предоставила убедительных доказательств вины Лугового, "сделав выбор в пользу шумного пропагандистского спектакля".