Call-центр в Кремле
Российское правительство сделают виртуальным
На заседании правительства в четверг была одобрена концепция формирования электронного правительства до 2010 года. В документе предлагается перевести в виртуальную реальность существующие взаимоотношения государства и граждан там, где это возможно. Будет создана система межведомственного электронного обмена информацией (министерства перестанут путаться в своих же приказах и решениях). Максимально возможное количество услуг переведут в электронный вид.
Так что заплатить штраф ГИБДД или же налог на доходы через несколько лет будет так же просто, как сделать покупку в интернет-магазине. А для граждан, отчаявших разобраться в многочисленных правилах, которые чиновники сами для себя пишут, будет создан единый федеральный телефонный центр. Позвонив в него, можно будет не только получить любую информацию о государственных услугах, ответственных за то или иное решение чиновников, но и в режиме ожидания перевести звонок из call-центра напрямую к нужному должностному лицу.
Виртуальная власть
Прародитель "Электронного правительства" - программа "Электронная Россия", в соответствии с которой, по данным Минсвязи, уровень компьютеризированности чиновников вырос с 12 до 85%. Деньги по программе "Электронная Россия" также выделялись немалые. В прошлом году МЭРТ совместно с Мининформсвязи активно готовили второй этап программы ("Электронное правительство" - это ее часть), и в итоге было решено объединить "Электронную Россию" с программой "Административная реформа". Бюджет программы по оптимизации работы чиновников и упрощению отношений граждан с ними (а это и есть практический смысл реформы) небольшой: около 2 млрд рублей в 2007 году выделяется на ФЦП "Электронная Россия", еще около 500 млн - на научные разработки в рамках административной реформы. Но главные расходы заложены не в этих программах, а в целом разделе федерального бюджета, касающемся содержания госаппарата. Из года в год армия чиновников, депутатов, их помощников и бесчисленных советников стоит государству все дороже и дороже (в этом году - более 600 млрд рублей). Оснащение их дорогостоящими информационными технологиями, с одной стороны, приведет к еще большему росту расходов (едва ли количество чиновников будет сокращено, хотя по логике автоматизация операций приводит к появлению ненужных людей). С другой стороны, по расчетам Леонида Реймана, это позволит ежегодно экономить 10 млрд рублей - на бумаге, трудочасах, помещениях, перемещениях. И это только государственная экономия. Сокращение административных издержек для бизнеса может быть еще больше - не будет необходимости стоять в бесчисленных очередях либо платить немалые деньги за проникновение в нужный кабинет вне очереди. Помимо всего прочего, технологические решения, которые предлагает до 2010 года внедрить Мининформсвязи, предполагают немалый объем работ со стороны программистов. Таким образом, госзаказ на программное обеспечение уже можно считать началом реализации решения июльского заседания Совета безопасности по поводу будущей 10-процентной доли России на мировом рынке информационных технологий.
Долгая дорога Реймана
Самое сложное в концепции - подготовить все необходимые документы. В соответствии с планом мероприятий, приложенном к концепции, перечень первоочередных государственных услуг, оказываемых населению и организациям и подлежащих переводу в виртуальную реальность, будут разрабатывать полгода. Это при том, что уже сейчас известны четыре услуги, которые будут компьютеризированы - это подача заявлений на оформление паспортов, водительских удостоверений, детских пособий и заполнение квитанций на оплату штрафов за нарушение ПДД.
Еще полгода должно пройти с момента разработки этих требований до ввода в эксплуатацию ведомственных информационных систем. Выглядит странным - одинаковый срок дан на решение несопоставимых по масштабу работ. Определить перечень по большому счету можно на одном совещании, тогда как для ввода в эксплуатацию электронной системы обращений граждан, например за паспортами, необходимо разработать документацию, написать программу, протестировать ее и обучить сотрудников работать с ней.
"Причина здесь проста: по большей части документов нужно согласование со стороны ФСО, а они достаточно консервативно подходят к переходу государства в цифровое измерение", - пояснил "Газете" источник в аппарате правительства. А в подготовленном Минсвязи плане, мероприятия, где ФСО принимает участие в роли заказчика, должны будут реализовываться не ранее 2009 года. До этого времени ФСО должна будет следить за тем, чтобы ни в одной из электронных систем не возникло даже возможности для утечки информации. Впрочем, речь идет далеко не только о защите государственной тайны. С недавних пор все документы, с которыми работают чиновники, являются документами "для служебного пользования" и подлежат охране со стороны спецслужб.
Вы о чем хотите поговорить с государством?
Андрей Бунич, президент Союза общественных объединений предпринимателей и арендаторов России:
Я вообще скептически отношусь к подобным затеям и считаю это имиджевым элементом: на Западе программы приняли, значит, надо и нам. Но не забывайте, что тем же интернетом в России пользуется лишь небольшая часть населения, а отправлять послания по электронной почте в госорганы вообще едва ли кто-то будет. Хотя некую справочную роль программа все же способна играть: если будет, скажем, некая база данных, в которой можно будет узнать, куда необходимо посылать документы для каких-либо целей и по какой форме. А идеи вроде того, что каждый гражданин сможет влиять на принятие решений через компьютер, - полнейшая ерунда. Гражданин не обладает необходимой для воздействия на принятие решений информацией, да и желания разбираться в вопросе, думаю, у него тоже не будет (в развитых западных странах это уже проявилось). Справочной же информацией я, возможно, стану пользоваться: например, когда нужно будет посмотреть, какие службы в правительстве чем занимаются и каково законодательство на данную минуту. Однако не понимаю, почему это уже не сделано, ведь программа, по-моему, принята в 2002 году. Я не вижу проблем в создании правительственного портала, да и стоит это недорого.
Евгений Гавриленков, главный экономист ИК "Тройка Диалог":
Идея здравая, главное ее реализовать. Вообще, такая мысль звучала еще семь лет назад, когда в центре Грефа создавалась стратегия долгосрочного развития. Тогда принцип "одного окна" предлагался, но до сих пор не был внедрен. Я считаю, что государство, как некий обслуживающий персонал, должно быть незаметно. То есть не должно быть навязчивым, а должно быть таким, как официант в хорошем ресторане. Вы его не замечаете, а еда в то же время появляется. При этом от вас ничего не требуют и вам настойчиво не предлагают. Что касается получения каких-либо услуг через интернет, то в этом я тоже не вижу ничего сверхъестественного. Если через сеть можно покупать авиационные билеты и даже делать check-in, то почему невозможны взаимоотношения с государством? Вопрос только во времени и уровне развития. Кроме того, на все требуются средства. Семь лет назад экономика и бюджет были меньше, но сейчас подобных проблем уже нет. Конечно, проявится какое-то противодействие со стороны чиновников. Но акцент сейчас, видимо, делается на то, что решение принято наверху.
Владислав Иноземцев, научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества:
Идея «электронного правительства» должна состоять из двух частей. Первое: избежать общения с чиновниками полностью невозможно, но зачастую можно обойтись формальными контактами. Сейчас при необходимости регистрации сделки с землей надо пойти в земельный комитет, отстоять очередь, записаться на какой-нибудь день, а потом обнаружить, что нужный вам человек заболел. Однако можно было бы вместо этого просто послать запрос, в ответ на который указывались бы время и кабинет, куда вам прийти. Второе: сейчас у нас получить, скажем, акт сверки на определенную дату в налоговой инспекции небольшому предприятию практически невозможно. Давать его не захотят, потому что это будет означать, что до настоящего момента у вас все уплачено. Но получение такой информации - тоже элемент «электронного правительства». Поэтому я уверен, что у нас его не будет. В обычной стране правительство - общественный институт, который получает деньги от государства. А у нас сегодня деньги получают в качестве откатов от граждан.