Особенности "Электронной России" в любой период
Власть активно внедряет Интернет, а граждане продолжают стоять в очередях к чиновникам
По указу Владимира Путина, к 2018 году не менее 70% граждан должны получать госуслуги через Интернет. Впрочем, россияне и сейчас взаимодействуют с так называемым электронным правительством. И не всегда хорошо понимают смысл таких контактов. Ведь пока Интернет – это один из способов организации очереди во властные кабинеты. Безальтернативная интернетизация, оказывается, людей пугает. Например, недавно в блогах появилась информация, что загранпаспорта с 1 июля будут оформляться только через портал gosuslugi.ru. И хотя пока официальных подтверждений этому нет, люди тут же стали ругать власть за решения, относительно которых их забыли заранее спросить.
Как известно, российская власть делает серьезную ставку на систему так называемого электронного правительства. Например, в указе президента Владимира Путина от 07.05.12 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Интернет упомянут в одном из первых пунктов. Правительству Дмитрия Медведева ставится задача, чтобы к 2018 году электронные услуги были доступны 70% населения.
Впрочем, население уже имеет некоторый и нередко негативный опыт интернет-общения с госструктурами. Ведь сегодня широко рекламируемый сетевой заказ госуслуг в основном представляет собой обычную электронную запись на прием в тот или иной кабинет. Куда человек потом должен прийти уже своими ногами со всеми своими документами. Поэтому-то многие до сих пор предпочитают действовать по старинке – и в конце концов в очередной госструктуре стоят рядом с пользователями небезызвестного портала gosuslugi.ru.
Недавно в блогах появилась информация о том, что скоро премудрости регистрации на этом сайте придется осваивать в обязательном порядке. Потому что, мол, уже с 1 июля не будет возможности, скажем, получить загранпаспорт в живой очереди в ФМС. Блогер teh_nomad, ссылаясь на свои источники в этом госоргане, утверждает, что эти сведения достоверны. Осенью, уверяет он, ссылаясь на все те же неназываемые контакты, придет пора полной интернетизации и других госуслуг – например, регистрации автомобилей и бизнеса, получения водительских прав и иных выдаваемых государством документов. Надо сказать, что в развернувшейся полемике мало кто ставит под сомнение необходимость этой формы взаимодействия граждан и государства через Интернет. Сомнения высказываются в основном на тот счет, будет ли госинтернет работать как надо, не обвалится ли сайт gosuslugi.ru после того, как на него хлынет масса пользователей, не всегда, кстати, четко понимающих, что от них хотят и что они должны делать. А стало быть, не окажутся ли люди в безвыходной ситуации. Нередко поднимается и такая проблема, как низкая компьютерная грамотность россиян, особенно людей старшего поколения.
Ну и конечно, народ в блогах по ходу дела делится своим опытом общения с электронным правительством. Претензии у всех одинаковые: не слишком хорошо продуманный интерфейс, запутанный порядок регистрации, который, правда, сейчас все-таки серьезно облегчен. Но вот насчет того, изжиты ли реальные сбои в программном обеспечении, о которых рассказывают пользователи Сети, достоверной информации, понятное дело, нет. Хотя вот на форуме официальной интернет-страницы Федеральной миграционной службы несложно найти огромное количество жалоб именно на программные затыки.
В пресс-службе ФМС на вопрос корреспондента «НГ», достоверны ли сведения о прекращении обычного приема документов на оформление загранпаспорта, ответили отрицательно. Подчеркнув, что они не понимают, откуда такая информация может исходить, и что никаких нормативных актов на этот счет сейчас не имеется. И вообще, заявили в пресс-службе, ведомство данную «утку» уже опровергло. Однако на уточнение, а можно ли говорить, что и в дальнейшем ничего подобного не планируется, последовал ответ, что рассуждать об этом пресс-служба не имеет права.
А еще в блоговой полемике большое внимание было уделено непониманию, а зачем вообще государство лезет в Интернет со своими услугами. Ведь количество чиновников от этого вовсе не сокращается, а бремя общения с ними граждан не уменьшается. Корреспондент «НГ», например, на своем личном опыте убедился, как работает электронное правительство в таком деле, как запись ребенка в детский сад. Осуществляется она только через Интернет. И хотя заполнить предлагаемую форму действительно труда не составляет, но время это все-таки занимает. Но вот когда запись осуществлена, на сайте появляется уведомление: в течение месяца подтвердить свою заявку на личном приеме в госучреждении. При этом смысл такого приема, как оказалось, в том, что чиновник просто открывает соответствующий файл и говорит: все нормально, вы записаны. Правда, перед этим надо выкроить время для приезда к этому чиновнику и отстоять пусть и небольшую, но очередь.
Интересно, что при этом основной упор в государственной пропаганде услуг в электронной форме делается именно на сокращение поводов для общения граждан с чиновниками. Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, отвечающий в партии в том числе и за использование информационно-коммуникационных технологий в политической борьбе, уверен, что пресловутая «Электронная Россия» – очередная попытка власти якобы решать социальные проблемы исключительно технологическими способами, игнорируя их суть: «Они думают, что компьютеры могут заменить собой реальные общественные отношения». Впрочем, Обухов объективно заметил, что это вовсе не исключительное увлечение нынешней российской власти. По его словам, во времена СССР тоже думали, что с помощью вычислительных машин наконец-то можно будет наладить необходимые для строительства коммунизма учет и контроль.