Транспортник сбили вороны
Эксперты выдвинули версию о причинах катастрофы в Домодедово
В расследовании катастрофы транспортного самолета Ан-12 компании "Атран", происшедшей в минувшую субботу возле московского аэропорта Домодедово, появилась доминирующая версия. Осмотрев двигатели разбившегося транспортника, эксперты пришли к выводу, что две из четырех его турбин, стоявшие на правом крыле, остановились в полете. "Заглушить" двигатели, как и предполагал, могли попавшие в них вороны - во всяком случае, за несколько секунд до гибели командир экипажа приказал напарнику не выключать фары, отметив, что "птички еще летают".
Как сообщили вчера в Межгосударственном авиакомитете (МАК), оба параметрических самописца Ан-12, найденные спасателями на месте катастрофы, были вскрыты, но внутри контейнеров "оказалась труха". Бронированные и герметично закрытые "черные ящики" не выдержали тысячеградусной температуры, возникшей при горении 15 тонн авиационного бензина. Сгорел дотла и третий, речевой, самописец, записавший ведущиеся в пилотской кабине переговоры, но сам аудионоситель - намагниченная проволока - сохранился. Эксперты называют это чудом: корпус магнитофона при ударе о землю, видимо, разбился, и катушку с проволокой выбросило из зоны пожара. Более того, спасателям удалось обнаружить крохотное устройство в буреломе из поваленных деревьев, перемешанных с фрагментами обшивки самолета, идентифицировать его как важный вещдок и передать в комиссию по расследованию.
Таким образом, важнейшая для экспертов информация о параметрах последнего полета транспортника - скорости, высоте, режиме работы двигателей и т. д.- оказалась безвозвратно утерянной. Непригодной для дальнейшего исследования была признана и большая часть управляющих устройств и механизмов самолета - пожар, бушевавший на месте катастрофы более часа, расплавил даже элементы конструкции, выполненные из толстой стали. Исследователям пока удалось отобрать для экспертизы лишь несколько устройств, расположенных в крыльях самолета и оторвавшихся еще до удара о землю, пока падающий самолет пробивал "туннель" в соснах.
Среди непострадавших агрегатов оказались, в частности, все четыре двигателя. После внешнего осмотра турбовинтовых моторов эксперты и выдвинули версию об их вероятном отказе. Как объясняют специалисты, два левых двигателя Ан-12 имели повреждения, образующиеся после удара о землю работающей турбины: внутри находился песок, захваченный вращающимся пропеллером, а его лопасти, в свою очередь, были срезаны у вала. В правых двигателях грунта не обнаружилось, а их лопатки были просто загнуты назад в тех местах, которыми они стукнулись о землю. Следует отметить, что даже отказ одного двигателя транспортника создает серьезные проблемы для его экипажа. Когда отказывают сразу две турбины на одном крыле, да еще и в режиме набора высоты, спасти машину невозможно.
Наиболее вероятной причиной отказа двигателей транспортника эксперты считают попадание в них живущих на Домодедовском кладбище ворон (Ан-12 упал всего в 30 м от забора кладбища). "Орнитологическая проблема актуальна для аэропорта Домодедово,- объяснил один из экспертов.- Огромные стаи ворон, прикормленные оставляемой на кладбище едой, постоянно кружат в этом районе, и пути птиц нередко пересекаются с трассами самолетов".
По словам расследователя, попадание вороны в двигатель довольно опасно - тело птицы ломает лопасти винта или турбины, после чего мотор мгновенно выходит из строя. Чтобы избежать столкновения, летчики всегда, независимо от времени суток, взлетают и садятся с включенным головным светом, который отпугивает птиц.
Пользовался внешним освещением и экипаж Ан-12. Примерно через четыре минуты после взлета, когда транспортник шел на высоте около 150 м при скорости около 250 км/ч, второй пилот Сергей Чернышев, убрав шасси и закрылки, выключил или собрался выключить свет фар. Однако в этот момент командир Игорь Золотов потребовал отставить исполнение. "Подожди, птички еще летают",- сказал пилот.
"Для того чтобы сделать окончательные выводы, нам потребуется провести несколько экспертиз",- говорят специалисты МАК. Кроме "орнитологического" эксперты рассматривают также предположения о том, что двигатели могли заглохнуть из-за сбоя в системе подачи топлива. Могли сыграть свою роль в падении транспортника и его закрылки, которые по каким-то причинам убрались после взлета неравномерно.