Месть адвоката
Борис Кузнецов грозится разоблачить ФСБ
В минувшую пятницу покинувший пределы России известный адвокат Борис Кузнецов, представляющий интересы бывшего сенатора Левона Чахмахчяна, пригрозил разоблачением сотрудникам Федеральной службы безопасности и Генпрокуратуры. В интервью ВВС он заявил, что у него припрятано на российских силовиков 300 гигабайт компромата.
«Я должен предупредить этих ретивых ребят из ФСБ, что вывез за границу больше 300 гигабайт информации по незаконным действиям Федеральной службы безопасности, — заявил Борис Кузнецов. — Речь идет о преступных действиях некоторых сотрудников ФСБ и некоторых работников прокуратуры». Его адвокат Роберт Зиновьев считает, что данное заявление не может быть блефом. «У него есть информация о фактах нарушений со стороны спецслужб», — сказал он. В пресс-службе ФСБ комментировать заявление беглого адвоката отказались.
С июня прошлого года Борис Кузнецов представлял интересы экс-сенатора от Калмыкии Левона Чахмахчяна, которому предъявлено обвинение в хищении 300 тыс. долл. у главы совета директоров авиакомпании «Трансаэро» Александра Плешакова. Однако в процессе деятельности по защите Чахмахчяна Кузнецов столкнулся с обвинениями и в собственный адрес, после того как он направил в Конституционный суд сделанную им фотокопию прослушки сенатора, полагая, что Верховный суд был не вправе давать ФСБ санкции на прослушивание Чахмахчяна, обладающего депутатским иммунитетом.
11 июля адвокат, узнав о возбуждении против него уголовного дела, тайно покинул пределы России и до сих пор отказывается сообщать свое местонахождение. Если его вина будет доказана, ему грозит от четырех до семи лет лишения свободы и три года запрета на профессиональную деятельность. В интервью BBC он сообщил, что будет продолжать защищать Чахмахчяна, будучи и за границей. А в Россию не вернется до тех пор, пока в его отношении не будет прекращено уголовное преследование. «Если я вернусь, мне может грозить «Лефортово», а из «Лефортово» защищать Чахмахчяна невозможно», — отметил он.
Борис Кузнецов не первый раз доставляет властям беспокойство. Ранее он заявлял, что это уже седьмое дело, возбужденное против него. Кузнецов прославился участием в нескольких громких делах: он представлял интересы семей моряков, погибших на подводной лодке «Курск», участвовал в защите сотрудника Института США и Канады Игоря Сутягина, обвиненного в шпионаже, и в деле основателя «Интерньюс» Мананы Асламазян.
С формальной точки зрения Кузнецова можно привлечь к ответственности, полагают некоторые эксперты. «Но всем понятно, что это дело надуманное. Ведь закрытую информацию он не на заборах развесил, а отправил в Конституционный суд», — говорит адвокат московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Петр Домбровицкий. А президент адвокатской палаты Москвы Генри Резник, комментируя журналистам дело Кузнецова, заявил, что это месть адвокату со стороны властей. По его словам, оснований для уголовного преследования его коллеги нет. Один из аргументов мэтра — под гостайну не попадают сведения о нарушении прав человека и незаконных действиях госорганов. «Кроме того, для кого является тайной, что наши спецслужбы прослушивают телефонные разговоры?» — язвительно заметил г-н Резник. По его словам, если в отношении Кузнецова не будет прекращено уголовное преследование, все адвокатское сообщество России встанет на защиту коллеги.