Мандат на стол!
ЛДПР предлагает зачистить парламент от экстремистов
Прекращать полномочия депутатов и сенаторов, уличенных коллегами в экстремистской деятельности, предложила фракция ЛДПР. Соответствующий законопроект уже внесен в нижнюю палату за подписью лидера этого депутатского объединения Игоря Лебедева и его коллеги Алексея Островского. Авторы инициативы уверены в поддержке начинания и полагают, что документ будет принят уже нынешней осенью.
«Экстремистски настроенные лица»
Либерал-демократы предлагают дополнить новым пунктом статью 4 закона о статусе члена СФ и депутата ГД, где как раз и перечислены все основания, по которым человека могут прогнать с депутатского или сенаторского кресла. При этом никак не объясняется, каким образом парламентария можно будет признать экстремистом. Зато пояснительная записка к проекту представляет собой весьма примечательный документ. Лебедев и Островский указывают, что экстремизм в России существует более 100 лет, но именно в последнее время «антиконституционная деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобрела широкие масштабы и дерзкий характер: созданы незаконные вооруженные и военизированные формирования, которые стали угрожать сращиванием последних с некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а также криминальными структурами».
Не забыли жириновцы и своих думских коллег. «Участились случаи участия ряда политических деятелей, в том числе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, в экстремистской деятельности», – сообщают они. Это, по их мнению, приводит к дискредитации власти, а потому «абсолютно неприемлемо и недопустимо, чтобы лица, каким-либо образом осуществляющие экстремистскую деятельность, продолжали обладать статусом члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы».
Корреспондент «НГ» поинтересовался у авторов инициативы именами депутатов-экстремистов. Алексей Островский представил целый список, куда включил и независимого депутата Владимира Рыжкова, и бывших членов партии «Родина» Дмитрия Рогозина и Андрея Савельева, и своего бывшего однопартийца Николая Курьяновича. По словам Островского, «все эти люди своим участием предоставляли иммунитет различным запрещенным партиям и организациям и всячески играли на низменных человеческих чувствах, чтобы посеять раздор и ненависть по социальному признаку или национальному вопросу». Алексей Островский уверен, что в период предвыборной кампании такие действия должны жестко пресекаться. Он выразил надежду, что «Единая Россия» инициативу ЛДПР обязательно поддержит: «Мы выйдем на выборы уже с этими принятыми жесткими решениями».
Разъяснил депутат и механизм применения задумки. По его словам, поправленное в последнее время законодательство о борьбе с экстремизмом все прописывает очень четко. Есть определение, что такое экстремизм, так что «любой человек может подать в суд заявление, что он считает таковым то или иное действие депутата или члена Совета Федерации». А верхняя или нижняя палаты, считает Островский, должны безусловно лишать неприкосновенности тех парламентариев, против которых будет начато антиэкстремистское расследование. Так что, отметил он, предложение либерал-демократов – это логическое завершение всех ранее принятых изменений в законодательстве.
Оппозиция остро отреагировала на законопроект. Первый заместитель лидера фракции «Справедливая Россия» Иван Харченко уверен, что в случае принятия такого закона «почти всю фракцию ЛДПР можно будет лишить депутатских значков». По крайней мере, заметил он, Владимира Жириновского и Алексея Митрофанова, которые «в выражениях не стесняются, а экстремизм из них так и лезет». Но настоящую причину появления проекта Харченко видит в другом. По его мнению, с каждым днем «шансы партии Жириновского попасть в следующую Думу становятся все меньше и меньше, так что надо прогибаться перед властью еще больше». И законодательная инициатива, уверен парламентарий, не более чем проявление верноподданничества. Харченко также сомневается в том, что единороссы решатся поддержать идею ЛДПР: «И в этой фракции тоже в ходе парламентских дискуссий всякие словечки выскакивают, так что я не думаю, что они поддержат эту бредятину».
Зампред думского комитета по безопасности от фракции КПРФ Виктор Илюхин проект Лебедева и Островского назвал «мракобесием» и «верхом негодяйства». По словам Илюхина, крайне расплывчатое определение экстремизма, а политического и идеологического – особенно, позволит власти применять антиэкстремистское законодательство по своему усмотрению. Впрочем, Илюхин сомневается в том, что предложение ЛДПР продиктовано Кремлем. Однако так ли это, можно будет понять только осенью. И если законопроект будет принят Думой, считает депутат, то «ряду общественных организаций, в том числе и политическим партиям, видимо, придется обращаться к международной общественности, потому что разжигание антиэкстремистской истерии неизбежно приведет к уничтожению и свободы слова, и свободы мысли, и демократии вообще».
Пригвоздить критика к позорному столбу
Между тем в регионах борьба с критикой конкурентов на базе местных парламентов идет давно. Особенно ожесточенные формы принимает она в тех местах, где реальная оппозиция партии власти появилась впервые. Так, 30 мая Законодательное собрание Еврейской автономной области приняло официальное постановление: депутат «обязан не позволять себе неуважительно высказываться о других депутатах и в целом о деятельности Законодательного собрания». Наказанием ослушнику служит лишение на месяц слова – на заседаниях не только парламента, но и профильных комитетов и даже комиссий.
Кроме того, постыдный факт нарушения депутатской этики могут через СМИ донести до избирателей: потом отмывайся перед выборами от обвинений. Оппозиционеры опасаются, что под запрещенную критику единороссы подгонят все что угодно: «Мы даем свою оценку деятельности исполнительной власти, законам, которые принимаются Заксом. Им крайне не нравится, что раньше их только хвалили, а тут неудобные вопросы начали задавать. Портим предвыборную сказку, которую рассказать хочет ЕР жителям ЕАО. Мы согласны с наказаниями, но только если человек действительно дерется, оскорбляет... А тут сказал: ты неправильно поступил – и все. Как определить: уважительно это или неуважительно. Любая критика воспринимается негативно. А теперь вместо того, чтобы отвечать на нее, можно будет просто закрыть всем рот», – негодует депутат Заксобрания, первый секретарь обкома КПРФ Владимир Фишман. Представители партии власти, которых в еврейском парламенте большинство (11 единороссов против трех коммунистов), по словам Фишмана, открыто заявляют оппозиционерам, что «научат их любить и уважать» большинство.
Почти сразу после утверждения скандальной поправки зюгановцы обратились за консультацией в областную прокуратуру. Но ответа пока не получили.
Мосгордума тоже борется с критикой не первый год. Напомним, после выборов в декабре 2005 года единороссовское большинство стали атаковать сразу с двух сторон: справа – демократы-яблочники, слева – коммунисты. В течение года на федеральном уровне вносились специальные поправки в аналогичный закон о статусе депутата МГД, которым воспользовался Жириновский, и регламент МГД.
Вначале парламентарии лишились права самостоятельно проводить парламентские слушания, после был введен запрет делать депутатские запросы – сначала в федеральные структуры, потом и в столичные ГУПы. Последней вступила в силу норма, ограничивающая запросы и в московское правительство. Теперь это можно делать только в случае экстренной необходимости, после того, как попытки получить информацию другими способами окончились фиаско.
С критическим настроем оппозиционеров борются в индивидуальном порядке: в режиме вызова на «педсовет» провинившихся учеников. 18 июня на ковер был вызван лидер фракции «Яблоко» в МГД Сергей Митрохин для обсуждения его поведения во время событий в районе Бутово. На заседании комиссии по оргвопросам, по словам яблочника, обсуждалась возможность законодательно запретить депутату действовать на территории своего коллеги. Говорилось и о необходимости ввести процедуру обязательного согласования такой деятельности. А спикер МГД Владимир Платонов, по словам Митрохина, предложил ввести спецпоправки в Кодекс об административных правонарушениях за превышение депутатами своих полномочий.