Детовщина
Все чаще в летних подростковых лагерях случаются те же ЧП, что и в солдатских казармах
Администрация Московской области сообщила: все 75 летних оздоровительных лагерей, принявших детей на первую смену, полностью соответствуют стандартам. Безопасность и качество питания постоянно контролируют специалисты. Подобные победные реляции приходят и из других регионов. Однако все чаще родители не склонны доверять своих отпрысков вожатым и воспитателям в этих традиционных для России местах летнего отдыха школьников.
Если в прошлом году 13% семей отправили детей в лагеря, в этом году таких не более 7%. Официальная версия – рост благосостояния россиян, возможность поехать в Турцию или в Египет всей семьей. Независимые же эксперты считают одной из причин снижения популярности лагерей участившиеся возрастные конфликты – своеобразную разновидность армейской дедовщины.
Издевательство старослужащих солдат над новобранцами традиционно считается сугубо армейским явлением. Военные психологи склонны считать его пережитком проклятого прошлого: мол, то, что случилось, к примеру, с Андреем Сычевым – лишь рецидив порядков, царивших в казармах в эпоху «застоя». Более серьезные эксперты вспоминают об издевательствах командиров над солдатами в Петровскую и Николаевскую эпохи (вспомним хотя бы рассказ Толстого «После бала»), а то, что с дедовщиной не удается совладать сегодня, объясняют «великой криминальной революцией» 90-х. Среди солдат-срочников очень высок процент тех, кто до призыва был не в ладах с законом, а атмосфера казарм очень похожа на законы тюремных камер и лагерных бараков.
Между тем дедовщина, сначала просочившись в военные училища (где отродясь не наблюдалась), пускает метастазы и на «гражданке». Многие призывники уклоняются от службы именно потому, что на своей шкуре успели познать, что ждет их в армии. Еще 10–15 лет назад никто не предполагал, что произвол «дедов» над «салагами» станет визитной карточкой чуть ли не каждого второго оздоровительного детского лагеря.
По экспертным оценкам, насилием заражено до 70% обычных и до 40% элитных школьных лагерей. «Когда дети предоставлены сами себе, когда попадают в разновозрастный коллектив, где пребывают не шесть часов в день, а круглые сутки и длительное время, у них выстраивается неформальная иерархия подчинения: младших – старшим, слабых – сильным, – рассказал «НИ» исполнительный директор общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. – И у них зачастую отказывают все тормоза».
Молчание ягнят
В 2005 году в детском оздоровительном лагере в Тюменской области 13-летние подростки постоянно насиловали 8-летнего мальчика. Поскольку преступники не достигли совершеннолетия, наказания они не понесли. Родители отделались денежными штрафами, не превышавшими 500 рублей. В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения в работе лагеря. Прежде всего ребят распределили по отрядам не по возрасту, что и спровоцировало дедовщину. А вожатая того отряда, в котором случилось ЧП, зная об издевательствах, боялась вынести сор из избы – ведь это грозило ей пятном на биографии.
Тогда же в оздоровительном лагере «Русь», неподалеку от Усть-Илимска, группа тинейджеров унижала и избивала малышей. Долгое время жертвы боялись рассказать о своих унижениях взрослым. Молчание нарушил 10-летний мальчик, поведавший обо всем деду, который и поднял «на уши» правоохранительные органы. С тех пор лагерь каждое лето приходится курировать милиции.
В отдельных случаях отдых в детском лагере может напоминать «энциклопедию рэкета». Побывавший в прошлом году в одном из ростовских лагерей Костя Фролов на собственном опыте узнал, что такое «крыша». Школьники, в отличие от него посещавшие «зону детства» не первый год, успели обзавестись знакомствами с местной шпаной. «В нашем лагере были парни, которые ездили туда каждый год на все три смены. Они с самого начала стали «наезжать» на тех, кто помладше и кто, как я, приехал в лагерь впервые, – рассказал «НИ» Костя. – Нас на каждом ходу толкали, давали подзатыльники, отбирали булочки, фрукты и конфеты. А потом к нам стали подходить местные, предлагая «крышу» за сто рублей. Но с меня, как с москвича, стрясли двести».
Вспомни, Маугли, закон джунглей
Споры, конфликты, драки в детских коллективах были и будут всегда. Но жестокие избиения, систематическая травля, насилие сексуального характера становятся системой только при определенных условиях, считают эксперты. «Лагерь – среда более жесткая, чем двор или школа. Дети разлучены с родителями и могут рассчитывать только на себя. Если в отряде есть ребенок, не умеющий сдерживать агрессию, вокруг него всегда формируется группа, которая ищет мишень для атаки. Дети беззащитны даже не перед сильными, а перед инстинктами толпы, волчьей стаи», – пояснила «НИ» сотрудник детского психологического центра «Образование в развитии» Оксана Старостина.
Победу над здоровым чувством коллективизма быстро одерживает закон джунглей – или ты съешь кого-то, или он тебя. Самой любимой мишенью, конечно, становятся те, кто младше и слабее. «Ребенку не было и десяти, а в его отряде почти всем – по 12–13 лет, – посетовала «НИ» мама одной из жертв. – Сыну в первый же день объявили бойкот: не хотели играть с ним, когда он просился в компанию, дразнили, залили водой мобильник, чтобы не позвонил домой, навешивали подзатыльники, разбили нос. Так продолжалось всю смену».
Мать с отцом встретили мальчика подавленным.
«Я в полной мере испытала дедовщину на своем старшем сыне, в семилетнем возрасте отправив его в лагерь, – говорит психолог и публицист Татьяна Шишова. – Филипп был очень общительным, но обидчивым. А в отряде попался «крутяк», который чувствовал себя неуязвимым, поскольку ему уже исполнилось девять. Но главное, в лагере работала его мама. Юный «дед» заставлял стелить ему постель, отбирал гостинцы, обзывал, бил. Ребята плакали, но терпели. Мой Филипп терпеть не захотел. В результате, когда я через две недели приехала навестить сына, пришлось забрать его домой. У ребенка еще долгое время был сильный лицевой тик».
Татьяна Шишова настоятельно советует не отправлять в лагеря детей младше 10–12 лет, руководствуясь тем, что они там быстрее приучатся к самостоятельности. Но, как ни странно, «съеденными» зачастую оказываются не малыши и тихони, а ребята, хоть чем-то выделяющиеся из толпы. Чтение книжки, когда все поют песни под гитару, да и просто какие-то особенности внешности – уже повод, чтобы заработать прозвище «ботан», «очкарик» или «жирдяй» на всю смену. Конечно, такими кличками дети «щеголяют» и в школе, но с уроков можно уйти домой, а в лагере ребенок живет с этим клеймом целый месяц.
Бей проклятых буржуинов!
На агрессию подростков сильно влияет и разница в социальном положении. «Особенно это заметно в государственных лагерях, – рассказал «НИ» научный руководитель центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер. – Туда приезжает много детей из неблагополучных семей, по льготным путевкам. Они видят, что кто-то одет лучше них, видят, что привозят ему в «родительский день», и в них вскипает «ярость благородная». А вожатые, если «буржуин» им пожалуется на обидчиков, чаще всего объясняют, что они бедные, с ними сам Бог велел делиться».
Впрочем, и «проклятые буржуины», сбившись в стаю, запросто могут подмять под себя всех остальных. Один из подмосковных лагерей, открывшийся несколько лет назад, стал излюбленным местом отдыха «золотой молодежи». Для деток там есть все – от боулинга и массажа до гольф-клуба и верховой езды. Нет лишь личного пространства, за которое ведется война не на шутку. «Год назад бабушка устроила меня в этот лагерь по льготной путевке, – рассказал «НИ» пятнадцатилетний Сережа Спесивцев. – Так получилось, что в лагерь я приехал только через пару дней после начала смены, и остальные ребята уже успели перезнакомиться. Дедушкину «пятерку» встретили ухмылкой. Я понял, что смена будет нелегкой». Мальчика определили в трехместную палату. Когда он зашел в нее, обнаружил, что все кровати заняты... развязной девицей, выглядящей старше своих лет. Оказалось, что она выгнала соседей по комнате и устроила со своим избранником рай в импровизированном шалаше. Дальнейшее в точности повторяло сюжет сказки «Теремок». Сережа пытался найти другое место для сна, но все комнаты были заняты. Вопрос не смогли решить даже вожатые: «детишки» смотрели на них, как на обслуживающий персонал. На протяжении всей смены мальчику пришлось мыкаться по разным углам, иногда довольствуясь диваном в холле.
Замечательных вожатых нет, друзья, у нас
Впрочем, по сравнению с жестокостью воспитателей и вожатых такие детские забавы – пустяк. В декабре 2005 года был вынесен приговор воспитателю оздоровительного летнего детского лагеря «Заря» в Свердловской области Вячеславу Токманцеву. Мужчина совершал действия сексуального характера в отношении троих мальчиков. Районный суд приговорил развратника к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
В советские годы детские лагеря отдыха, как известно, курировала пионерская организация, мощная государственная идеологическая структура. «На каждый день в пионерлагере был расписан план, – поделился с «НИ» своими воспоминаниями содиректор Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс» Александр Тарасов. – Причем обязательно была альтернатива: на случай, скажем, если погода испортится и пойдет дождь. Вожатые были загружены работой под завязку, соответственно, загружали и воспитанников. Места для дедовщины просто не оставалось».
Централизованного руководства лагерями сегодня нет, поэтому нет и контроля над ними. «Сегодня вожатыми и воспитателями в лагеря на лето нанимаются все, кому не лень, с одной целью: бесплатно пристроить в них собственных детей, да и самим «оттянуться» на лоне природы», – рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Пьянство и разврат среди «педагогического состава», ночные гулянки на берегу реки или на лесной полянке, тогда как дети остались в лагере одни, без присмотра – стали нормой. «Лагеря преображаются только тогда, когда идет борьба за тендеры, – считает Сергей Комков. – Каждый начальник лагеря хочет заработать побольше заявок на отдых, поскольку такие комплексы живут в основном за счет социального страхования, а суммы, поступающие из него, крайне незначительны. Путевка получается в два раза дешевле, чем стоит на самом деле». В итоге администрации приходится отыгрываться, с одной стороны, на мизерных зарплатах вожатых, а с другой – на повышении стоимости путевок. Лагеря превращаются в неподъемную для большинства семей роскошь с весьма спорным сервисом и поверхностным отношением к детям.
О детском курорте замолвите слово
Перспективы лагерной формы коллективного детского отдыха в России неутешительны. Только за 2–3 года нового тысячелетия число загородных детских оздоровительных комплексов уменьшилось на 35%. Некая альтернатива традиционным местам детского отдыха – лагеря скаутов и православные лагеря – капля в море. По мнению экспертов, если всерьез не взяться за реформирование лагерной жизни – эта система отдыха окончательно развалится. «Тенденция уже вполне наметилась, – утверждает Сергей Комков. – И, увы, все может кончиться тем, что о лагерях останется только память. Мало кому из родителей захочется рисковать здоровьем своего ребенка, а из педагогов – за гроши возиться с ним все лето».