Ставропольские правые победили губернатора
в борьбе за место в краевом избиркоме
Вчера Ленинский райсуд Ставрополя удовлетворил иск краевого отделения СПС к губернатору Александру Черногорову. Правые требовали отменить постановление главы края о назначении членов краевого избиркома в связи с тем, что он отказался включить в состав комиссии выдвинутого СПС кандидата. Это решение ставропольского суда может стать прецедентным и для других регионов, где в состав избиркомов не попали рекомендованные оппозиционными партиями кандидаты.
Ставропольские правые обратились в суд после того, как обнаружили, что в новом составе избиркома нет их выдвиженца Романа Диканского. Его кандидатуру СПС предложил губернатору в рамках предусмотренной законом процедуры, позволяющей прошедшим в региональный парламент партиям выдвигать своих кандидатов в избирком. Как подчеркнули истцы, на мартовских выборах СПС провел в краевую думу двух депутатов, поэтому глава края не имел права проигнорировать его выдвиженца.
Согласно избирательному законодательству, краевой парламент и губернатор делегируют в избирком по семь человек. Состав комиссии формируется с учетом предложений партий, представленных в Госдуме РФ и краевой думе, и Центризбиркома, делегирующего двух кандидатов.
Уже на первом заседании судья Ольга Денисова вынесла решение о приостановлении действия постановления губернатора о назначении членов избиркома. Прибывшая в Ставрополь в связи с "нештатной ситуацией" комиссия Центризбиркома пыталась убедить правых отозвать иск и дать возможность провести назначенное на 4 июня первое заседание избиркома, а потом "все само собой решится". Но, по словам лидера ставропольских правых Бориса Оболенца, он от этого варианта отказался.
Вчера состоялось рассмотрение иска по существу. Правые представили в суд выписку из протокола заседания СПС, на котором принималось решение о выдвижении Романа Диканского, и его характеристику. В ответ юристы, представлявшие интересы Александра Черногорова, заявили, что кандидатура господина Диканского не прошла в связи с тем, что его документы были "оформлены не по правилам", то есть не было письма на имя губернатора. "Если у нас действительно документы были не в порядке, почему нас об этом не известили, хотя времени для этого было достаточно?" – парировал господин Оболенец.
По его словам, когда стало понятно, что аргумент о "неправильно оформленных документах" звучит неубедительно, юристы краевой администрации заявили, что на самом деле документы на Романа Диканского губернатором вообще не рассматривались, так как была договоренность с краевой думой о том, что представителя СПС утвердят депутаты по своей квоте. "Я разговаривал с коллегами, и мне пояснили, что одно совместное заседание думы и сотрудников правового управления администрации края действительно проходило, но оно носило предварительный характер, и никаких решений тогда принято не было",– рассказал Ъ господин Оболенец.
В итоге суд принял решение в пользу СПС, отменив постановление губернатора о назначении членов избиркома. В крайадминистрации вердикт комментировать отказались, сославшись на то, что пока не получили мотивировочную часть. Тем не менее теперь Центризбиркому, видимо, придется самому спешно сформировать новый состав крайизбиркома, поскольку срок полномочий комиссии прежнего созыва истекает 20 июня.
По мнению Бориса Оболенца, законного места в избиркоме кандидат от СПС лишился вследствие борьбы за пост главы комиссии между победившей на выборах в краевой парламент "Справедливой Россией" и "Единой Россией", надеющейся взять реванш на декабрьских выборах в Госдуму. В марте правые были союзниками справороссов, и голос СПС мог стать решающим при выборе председателя избиркома. А исходя из утвержденных думой и губернатором списков, единороссы получали в комиссии на один голос больше, чем справороссы, что не оставляло последним шансов провести своего кандидата в главы избиркома.
Вчерашний вердикт может повлиять не только на расклад сил в ставропольском избиркоме. Ведь случаи невключения в комиссии неугодных власти кандидатов происходят регулярно, и решение ставропольского суда может вдохновить оппозиционеров из других регионов на отстаивание своих прав через суд.