Алюминиевая оправа для чёрного золота
Олег Дерипаска заинтересовался "Русснефтью"
В России может стать одной полноценной нефтяной компанией больше. Говорят, что структуры Олега Дерипаски ведут переговоры с представителями Михаила Гуцериева, владеющего компанией "РуссНефть". В случае, если эти переговоры завершатся успехом, к небольшому Афипскому НПЗ Дерипаске удастся добавить солидные добывающие активы, а созданная предпринимателем в 2005 году "Объединенная нефтяная группа" станет вертикально-интегрированным нефтяным холдингом. Кроме того, ОНГ может приобрести пакет самой "РуссНефти" и получить доступ к управлению компанией.
О намерении Олега Дерипаски заняться нефтяным бизнесом стало известно летом 2005 года. Тогда наблюдатели практически единодушно решили, что предприниматель будет участвовать в разделе ЮКОСа, и на этой волне сможет за считанные месяцы стать заметной фигурой отечественного ТЭКа.
Однако действительность не оправдала ожиданий. К активам ЮКОСа структуры Дерипаски не добрались. А его нефтяной холдинг до последнего времени был в федеральном масштабе попросту незаметным, ведь "Объединенная нефтяная группа" является крупным игроком по меркам только родного для Дерипаски Краснодарского края. Так, в нее вошли компания "Юг-нефть" (сеть из 17 АЗС и двух нефтехранилищ в Краснодарском крае), "КубаньНефтьРесурс" (лицензия на геологоразведку в том же Краснодарском крае, лицензия на геологоразведку до 2010 года на Таманском полуострове), "Самара-Инвестнефть" (пять лицензий на добычу в Самарской области, разведанные запасы - 2,9 млн. тонн) и, наконец, Афипский НПЗ.
Лишь нефтеперерабатывающий завод можно с натяжкой назвать потенциально серьезным активом - мощности НПЗ с трудом дотягивают до 3 млн. тонн переработки в год. Впрочем, и здесь "Объединенная нефтяная группа" сталкивается с серьезной проблемой: отсутствие весомой добывающей базы нивелирует возможности в полной мере загрузить предприятие собственным сырьем.
Надо отметить, что с момента создания ОНГ структуры Олега Дерипаски пытались приобрести добывающие активы, участвуя во всех конкурсах и аукционах последних лет. Однако ни "Удмуртнефть", ни "ТНК-Саратовнефтегаз" приобрести так и не удалось - ОНГ была вынуждена уступить более удачливым конкурентам.
Участие в открытых прозрачных конкурсах - не единственный путь приобретения добывающих предприятий. Можно попытаться изъять тот или иной актив у крупных игроков либо отнять компанию целиком.
... На рынке ходят упорные разговоры, что еще в прошлом году некто предлагал Гуцериеву продать ряд добывающих активов либо всю "РуссНефть". Последнее предложение определялось в один миллиард долларов. Сделка, однако, не состоялась. Вероятно, сразу по двум причинам.
Во-первых, такую оценку владелец "РуссНефти", скорее всего, счел существенно заниженной. Сегодня минимальная стоимость "РуссНефти", по оценкам специалистов, находится в диапазоне 5-6 миллиардов долларов. Понятно, такое предложение встретить понимание, конечно, не могло.
Во-вторых, "Гуцериев категорически отказывался дробить созданную его руками компанию, - рассказывает один из участников переговоров. - Это была его принципиальная позиция, и изменить ее нам тогда так и не удалось".
Кстати, поговаривают, что Дерипаска пытался надавить на хозяина "РуссНефти" через швейцарский Glencore, который является ее крупнейшим кредитором, - швейцарцы финансировали часть приобретений компании. Рычаг в лице швейцарцев Дерипаска получил, став партнером Glencore - вместе с "Русским алюминием" Дерипаски и "СУАЛом" Виктора Вексельберга путем создания алюминиевого монстра. Однако "заход через кредитора" успеха не имел - к началу декабря все переговоры были прекращены за бесперспективностью.
Несмотря на явные противоречия, Дерипаска был упорен в своем желании, которое в итоге, как это часто случается в российской действительности, обросло дополнительными непререкаемыми документами.
Не сумев добиться своего экономическими методами, покупатели прибегли к силовым. Недавно стало известно о претензиях к основному владельцу и главе "РуссНефти" Михаилу Гуцериеву со стороны властей, обвинявших его в сверхлицензионной добыче и незаконном предпринимательстве.
Разумеется, тотчас возобновились и торги.
"Сейчас Гуцериеву не до жиру, быть бы живу, - радуются в кругах, близких к Дерипаске. - Сегодня он, конечно, отдаст нам любые активы, но теперь, разумеется, вопрос стоит по-другому. Нам интересен весь холдинг, который, очевидно, дорос до того уровня, когда ему нужен сильный партнер".
Фактически речь идет о том, чтобы, используя Следственный комитет, перехватить управление компанией, заодно наказав строптивого партнера за отказ продать за бесценок свою компанию.
Напомним, это далеко не первая попытка Олега Дерипаски войти в непрофильный для "алюминиевого короля" бизнес с использованием силовых методов и административного ресурса.
Так, пять лет назад Российский фонд федерального имущества неожиданно "продал" подконтрольной Дерипаске компании "Континенталь-менеджмент" Котласский ЦБК, на тот момент принадлежавший группе "ILIM-PULP" братьев Смушкиных. Тогда, помнится, Смушкиным удалось не только отбиться в суде, так и отразить несколько попыток силового захвата предприятия. Посмотрим, удастся ли этот успех повторить Михаилу Гуцериеву.