Пустили кризис в Европу
Виктор Янукович с аншлагом выступил в Страсбурге
Для выступления перед Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) вчера в Страсбург прибыл премьер-министр Украины Виктор Янукович. Он рассказал европарламентариям о своем видении политического кризиса на Украине, не исключив при этом импичмента президента Виктора Ющенко.
Появление в здании Совета Европы премьера Украины вызвало ажиотаж. Виктор Янукович вошел в здание в сопровождении президента ПАСЕ Рене ван дер Линдена и троих охранников. Их тут же окружила толпа журналистов. 24 журналиста прибыли с украинским премьером, примерно столько же представителей СМИ ждали его в Страсбурге. Ажиотаж, вызванный появлением Виктора Януковича, явно ему льстил. Премьер Украины широко улыбался и, несмотря на крики охранников двигаться прямиком к кабинету президента ПАСЕ, даже успел ответить журналистам на пару вопросов.
– Каково будет решение конституционного суда (КС) по поводу приказа президента о роспуске рады?
– Законным и конституционным,– с улыбкой ответил господин Янукович, прежде чем скрыться за дверьми кабинета Рене ван дер Линдена.
После получасового разговора украинский премьер и господин ван дер Линден вышли на совместную пресс-конференцию. Президент ПАСЕ поблагодарил Виктора Януковича за то, что он приехал в Страсбург в столь важный для его страны момент. И похвастался тем, что знаком с господином Януковичем еще с 2005 года, когда тот еще был только лидером оппозиции: "Я помню, что вы тогда очень удивились, что я запросил встречу с вами. Я тогда сказал, что считаю необходимым встречаться со всеми участниками демократических выборов". Президент ПАСЕ заверил Виктора Януковича, что ПАСЕ не "собирается решать, кто прав, кто виноват". "Ассамблея не будет занимать чью-то сторону. Народ Украины сделал выбор в пользу демократии. Я уверен, что ваш народ примет правильное решение",– заявил Рене ван дер Линден.
Первыми начали задавать вопросы российские журналисты.
– Считаете ли вы, что разрешение украинского кризиса возможно без импичмента президента Ющенко?
– Мы не ставили так вопрос,– начал отвечать по-русски господин Янукович, до этого старавшийся говорить по-украински.– Этот вопрос нужно решать в правовой плоскости. Мы считали, что у президента Ющенко есть возможность сначала приостановить свой указ, потом провести соответствующие переговоры, найти компромиссные решения, а потом его отменить еще до решения КС. Второй вариант – дождаться решения КС. Оно будет не в пользу президента и, конечно, будет иметь негативные последствия для президента Ющенко. И как один из возможных вариантов – импичмент.
– КС начал рассмотрение вопроса о конституционности указа Ющенко о роспуске рады в скандальной атмосфере: некоторые судьи заявили об оказании давления на них, стали известны истории с подкупом судей. Вы думаете, что КС способен принять сбалансированное решение? – выпалила по-украински журналистка Пятого канала.
– Любое решение КС будет нужно признавать законным,– неожиданно по-русски стал отвечать Виктор Янукович.– Любое давление на суд и тем более на судей КС – это нарушение принципов демократии и конституции Украины.
Затем Виктора Януковича проводили в зал заседаний, где он должен был выступить с 15-минутной речью и ответить на вопросы парламентариев. Ассамблее Виктор Янукович заявил, что "драматизм ситуации требует от него четкости и честности". Он также предупредил, что его оценки могут быть слишком критичными по отношению к политическим противникам, но ничего не поделаешь.
– Помните, как в фильме Феллини "8 с половиной" один герой сказал: "Счастье – это когда можно говорить правду, не причинив боли никому"? – читал речь по бумажке украинский премьер.
Он обвинил президента Ющенко в нежелании идти на компромисс.
– Ради объединения всех политических сил мы предлагали "Нашей Украине" возглавить правительство. После формирования парламентской коалиции мы отдали им одну треть мест в правительстве. Но они не использовали этот шанс,– говорил господин Янукович.
Премьер также подчеркнул, что, несмотря на все козни, чинимые коалиции оранжевыми силами, экономика Украины растет, ежемесячный рост ВВП составляет 8%, инфляция – всего 1,1%, валютные резервы – "самые большие за всю историю независимости Украины".
– Своей речью вы давите на ПАСЕ перед принятием резолюции о ситуации на Украине,– негодовала депутат от украинской делегации Оксана Билозир, которая является членом пропрезидентской "Нашей Украины".– Вы подали жалобу в КС, чтобы проверить конституционность указа президента. Но до решения КС указ президента действует. А вы ему не подчиняетесь, тем самым нарушая украинские законы.
– Вопрос интересный,– задумался Виктор Янукович.– Как меня проконсультировали юристы, указ президента – это не закон, а подзаконный акт, пока его не признает КС. Главный же закон Украины – это конституция.
– Как вы можете говорить, что защищаете верховенство закона, когда по вашей инициативе парламент не выполняет указ президента? Почему вы не идете на досрочные выборы? – взяла инициативу на себя представительница Грузии Нино Накашидзе.
– Решение было принято правительством большинством голосов. Правительство – коллегиальный орган. Мы действуем в рамках того, что решило правительство,– уже не так уверенно ответил Виктор Янукович.
– Было тяжело слушать ваше выступление,– продолжила атаку соотечественницы Елена Тевторадзе.– Вы говорите о приверженности демократическим ценностям. Но недавно член вашей партии Калашников совершил рукоприкладство по отношению к журналисту. Почему вы не исключили его из партии?
– Я первым внес предложение о его исключении из Партии регионов. Решение должно было приниматься на съезде партии, которого еще не было. Вопрос остается открытым,– отвечал украинский премьер.
– Я думаю, что пора заканчивать задавать вопросы,– спохватился Рене ван дер Линден, обещавший, что ассамблея не будет искать "правых и виноватых".– Я думаю, что всем очевидна уникальность нашей организации, где мы можем открыто задавать любые вопросы.
Журналисты заметили, что обычно активная российская делегация ПАСЕ на этот раз не задала ни одного вопроса докладчику. На вопрос корреспондента Ъ почему, член делегации Михаил Маргелов ответил: "В СЕ вопросы задаются не по принципу национальности делегации, а по принципу принадлежности к той или иной политической группе. От группы европейских демократов, к которой я имею честь принадлежать, вопрос задавал британский парламентарий Найджел Эванс. Это было решение нашей группы. Грузинские парламентарии пролезли со своими вопросами острого характера через свои группы". Глава российской делегации в ПАСЕ Константин Косачев, в свою очередь, признался, что молчание было частью тактики российских парламентариев. "Мы воздерживаемся от открытой поддержки рады. И делаем это по просьбе украинской делегации. Все принципиальные вопросы у нас не к Януковичу, а к Ющенко. Для нас также важно принять участие в разработке проекта резолюции о ситуации на Украине, которая будет обсуждаться в четверг".