Бразильский ящур съест наше мясо
Российскому рынку угрожает новый рост цен на говядину и свинину
Россельхознадзор может отозвать из Бразилии своих инспекторов, контролирующих экспорт мяса из этой страны в Россию. Как заявил в пятницу Интерфаксу представитель ведомства, сейчас «надо понимать, что это может полностью остановить торговлю». По его словам, в настоящее время поставки мяса из Бразилии возможны только при условии, если при отправке продукции ветеринарные сертификаты визируют российские специалисты. Необходимость этой меры объясняется тем, что в стране сохраняется сложная эпизоотическая обстановка, а многие просьбы Россельхознадзора к бразильским коллегам усилить контроль за ситуацией остаются без ответа. В итоге Россия может лишиться бразильской говядины и свинины, доля которых в российском импорте составляет около 40% и 37% соответственно, что неизбежно приведет к росту цен на внутреннем рынке, так как за счет поставок из-за рубежа в стране покрывается более трети внутреннего потребления мяса. Ситуацию не исправит даже переориентация заказов на другие латиноамериканские страны, такие, как Уругвай, Парагвай или Аргентина, поскольку в условиях дефицита местные поставщики наверняка повысят оптовые цены на свой товар.
По мнению экспертов, в случае запрета может повториться прошлогодняя ситуация, когда резкое ограничение импорта из Бразилии и Аргентины привело к росту цен на мясо в России в первом полугодии на 40–50%. Как отметил в беседе с «НГ» руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации РФ Сергей Юшин, остановка или полное прекращение поставок из Бразилия, неизбежно приведет к дефициту. «При этом по времени значительной задержки в переориентации поставок не будет, – считает эксперт. – Наши импортеры внимательно следят за ситуацией, так что разместить заказы в других странах Латинской Америки они смогут примерно за неделю. Другой вопрос – что это будет дороже».
Проблема с бразильским ящуром не нова – в прошлом году ситуация там также была неясной. В результате в середине декабря 2005 года импорт из Бразилии был практически запрещен. Плюс к этому в Аргентине в то время был резко ограничен экспорт говядины. В итоге в первой половине 2006 года оптовые цены на говядину в России выросли почти наполовину. «Однако во второй половине года начался спад, так что с третьего квартала цены в России снизились примерно на 30% и к концу года рост составил около 10%», – отметил Юшин. В то же время эксперт пока не берется прогнозировать, как именно и насколько может подорожать мясо в этом году. «Сегодня на рынке довольно дешева свинина, которая вполне может компенсировать возможный всплеск цен на говядину, – говорит аналитик. – Но проблема в том, что запрет на поставки мяса из Бразилии может быть распространен и на нее. А тогда цены, естественно, взлетят. Надеюсь, что в Минсельхозе ситуацию прекрасно понимают и просчитывают все возможные последствия». В любом случае, как считают отраслевые эксперты, если есть риск занесения инфекции в страну, от подозрительных поставок лучше отказаться. В противном случае отечественный рынок потеряет гораздо больше.
Согласно данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), в 2006 году импорт говядины из Бразилии в РФ составил 254 тыс. тонн, или 40% от общего объема поставок этого мяса. Второй крупный поставщик – Аргентина, на долю которой пришлось 23% импорта говядины. Импорт свинины из Бразилии составил 229 тыс. тонн (более 37% импорта). Доля следующей за Бразилией Дании – 17%.
Некоторые эксперты полагают, что ситуация с бразильским мясом может быть индуцирована борьбой за перераспределение квот на импорт мяса в Россию. Дело в том, что основной принцип квотирования – так называемый «исторический» – когда в расчет при определении доли той или иной страны принимается «история» поставок продукции на российский рынок из конкретной страны. То есть, иными словами, мы можем быть свидетелями борьбы за перераспределение квот на мясном импортном рынке. Заметим, что этот рынок является привлекательным, так как в предыдущие годы отмечалась ситуация, при которой таможенная стоимость всех видов мяса не росла либо росла незначительно, а цены на мясо на внутреннем рынке взлетали в 2–3 раза. Пару лет назад внимание к этой проблеме проявил президент Владимир Путин, который озаботился уровнем инфляции в стране, а председатель Центробанка Сергей Игнатьев назвал цены на мясо одной из главных составляющих сверхнормативной инфляции.