Михаил Саакашвили поставил на место страну без названия
Грузинский президент обрисовал народу образ врага
Вчера президент Грузии Михаил Саакашвили выступил в парламенте страны с ежегодным обращением к народу. От этого выступления ждали в первую очередь ответа на вопрос, каким будет курс Тбилиси в отношении Москвы. Почти полуторачасовая речь президента свелась к жесткой полемике с Россией. При этом глава Грузии умудрился ни разу не упомянуть ее названия.
"Чудо-страна"
Первым в зал заседаний грузинского парламента вчера вошел католикос Грузии Илья Второй. Вслед за ним появилась спикер парламента Нино Бурджанадзе. Президент Михаил Саакашвили вошел третьим. Он направился к трибуне, пожимая по пути руки депутатам – как это обычно делает президент США во время выступления в конгрессе.
Практику выступлений в парламенте Грузии с посланием "О положении страны" ввел в 1996 году Эдуард Шеварднадзе. После завершения выступления бывший президент непременно включался в парламентскую дискуссию и отвечал на критику оппозиции. Нынешний президент Грузии эту традицию поломал. После выступления Михаил Саакашвили сразу покидает зал заседаний и не участвует в парламентской дискуссии, ссылаясь на то, что так, мол, поступают все президенты во всех странах мира.
Так было и вчера, что вызвало недовольство части оппозиции, заготовившей для президента ряд острых вопросов. Один из лидеров Консервативной партии Каха Кукава еще до начала вчерашнего заседания заявил, что он вместе с еще несколькими оппозиционерами бойкотируют выступление президента. Впрочем, Михаил Саакашвили не стал обращать внимания на отсутствие в зале части оппозиции.
Президент начал свое выступление на оптимистической ноте. Он заявил, что Грузия после "революции роз" (то есть в годы его президентства) превратилась "в одно из самых динамично развивающихся государств мира". Причем экономическое чудо произошло несмотря на то, что "с прошлого года против нас применили санкции, которыми грозили еще с 1992 года – заблокировали транспорт, прекратили выдачу виз, закрыли рынки и оставили наших детей замерзать". "Наш самый большой торговый партнер запретил импорт грузинского вина и цитрусовых на рынок, где мы присутствовали 200 лет,– перечислял президент трудности, с которыми столкнулась его страна.– Там начали публичное изгнание грузин, им говорили: спросите со своего президента, но наш народ доказал, что не поддается давлению! Они пытались самыми грязными методами расшатать у нас политическую ситуацию, но не добились успеха".
Завершив перечисление козней, которые плетет против грузинского народа не названный вслух неприятель, Михаил Саакашвили с удовлетворением сообщил собравшимся, что Грузия нашла новые рынки для своего вина – Китай и Японию. Объяснять, что эти рынки намного обширнее того, где "Грузия присутствует 200 лет", президент счел излишним.
Затем глава Грузии пришел к актуальным задачам. Главным приоритетом страны он назвал восстановление территориальной целостности Грузии и предложил Абхазии и Южной Осетии "самую широкую автономию по самым высоким международным стандартам". Михаил Саакашвили выразил поддержку "альтернативным правительствам" Южной Осетии и Абхазии и дал понять, что отныне Грузия будет вести переговоры и, возможно, даже заключит договор о статусе Южной Осетии "с правительством президента этой республики Дмитрия Санакоева". Что же касается правительства Абхазии в изгнании, то оно, по словам президента, "находится в Кодори по пути в Сухуми".
В качестве промежуточной задачи в деле разрешения абхазского и южноосетинского конфликтов Михаил Саакашвили назвал изменение формата их урегулирования. Смысл изменения должен сводиться к увеличению участия в урегулировании США и Европы и, соответственно, уменьшению доли того, кто в нем доминирует сейчас. "Нынешний формат окончательно себя дискредитировал, но переходить на более многосторонний уровень надо спокойно и мирно",– заявил грузинский лидер.
Главной задачей Грузии во внешнем плане президент считает вступление в НАТО. По его глубокому убеждению, "Грузия готова к этому", поскольку вступление в НАТО представляет собой "волю всего грузинского народа, а не желание какой-либо политической группы". Глава государства высоко оценил подписание всеми фракциями в парламенте меморандума по вступлению Грузии в НАТО – за этот документ грузинский парламент единогласно проголосовал в минувший вторник, значительно облегчив президенту задачу по разъяснению неоспоримых преимуществ членства Грузии в Североатлантическом альянсе.
Чтобы приблизить час вступления Грузии в ряды НАТО, Михаил Саакашвили на прошлой неделе объявил о решении увеличить грузинский военный контингент в Ираке с 850 до 2 тыс. человек. "Тем самым военный контингент Грузии в Ираке, в пропорции к количеству населения нашей страны, будет самым крупным после военного контингента США",– с гордостью сказал он тогда. А вчера под бурные аплодисменты депутатов президент прямо в зале заседаний парламента вручил капралу Михаилу Кутателадзе, раненному в Ираке, орден Вахтанга Горгасали, названный именем легендарного царя восточной Грузии, правившего в V веке нашей эры.
Выполнив эту почетную миссию, президент напомнил собравшимся одну важную, с его точки зрения, мысль: "В Ираке идет борьба добра со злом. В наших друзей американцев стреляют тем же оружием, из которого стреляют и в нас. Это единый фронт борьбы".
Тем самым Михаил Саакашвили, по сути, поставил на одну доску тех, кто воюют с американцами в Ираке, и того неприятеля Грузии, что устраивает против нее провокации. Но имени его президент Грузии так и не назвал.
"Палата №6"
Едва президент Грузии завершил свое выступление, как власти Южной Осетии отвергли его предложение о предоставлении этой республике статуса широкой автономии в составе Грузии. Об этом вчера вечером заявил полпред президента Южной Осетии в РФ Дмитрий Медоев. Не оставил он без внимания и заявление господина Саакашвили о переговорах с "альтернативным президентом" Южной Осетии Дмитрием Санакоевым. "Эта ситуация мне напоминает произведение Чехова 'Палата #6', потому что Санакоев никого не представляет, а его президентский кабинет находится в больнице села, контролируемого грузинскими властями, как раз в палате под номером шесть",– сказал господин Медоев.
Ответ на выступление президента Грузии из Москвы поступил вообще еще до того, как он обратился к парламенту. Глава комитета Совета федерации по делам СНГ Вадим Густов сделал вывод, что "Грузия вовлечена в стратегию США и НАТО по выдавливанию России из Закавказья", поскольку "руководство этой страны сидит на финансовой игле и полностью зависит от расположения США". Господин Густов вместе с еще несколькими коллегами-сенаторами выступил за принятие Россией "адекватных мер" для обеспечения своей безопасности в случае вступления Грузии в НАТО.