Он не умел применять административный ресурс
"Единая Россия" ополчилась на губернатора Ставропольского края
Главную пищу для размышлений на Ставрополье дали вчера не объявленные итоги выборов («Справедливая Россия» по спискам обошла «Единую Россию»), а то, как в Москве это поражение истолковал Борис Грызлов. Лидер партии власти немедленно призвал уволить Александра Черногорова, тем самым невольно выдав суровую тайну: каждый губернатор в России отвечает головой за нужный результат выборов.
В воспитательных целях федеральный центр теперь просто обязан последовать настоятельной рекомендации председателя Госдумы. Черногоров ближе к вечеру заявил, что "готов пожертвовать собой", хотя днем на краевом телевидении говорил, что никуда уходить не собирается.
В заксобрание Ставрополья баллотировались 50 депутатов - поровну в одномандатных округах и списках. По последним данным, «Справедливая Россия» набрала 37,49%, а «Единая Россия» - 23,92%. «Бронзовую медаль» завоевали коммунисты, у них 14,11%.
Любопытно, что сам по себе Черногоров не слишком виноват. Если кого винить, так это руководство ЕР, то есть Грызлова. Местные наблюдатели и чиновники единодушны: на имидже партии вступление в нее накануне выборов недавнего коммуниста Черногорова, возглавившего партийный список единороссов, отразилось весьма скверно. То есть не надо было принимать его в партию.
Ведь именно «Единая Россия» в последние годы на каждому углу ругала губернатора и требовала его отставки. Переход Александра Черногорова в ноябре прошлого года из КПРФ к единороссам многие просто не смогли воспринять. Некогда весьма популярный, выигравший две подряд губернаторские кампании - в 1996-м и 2000-м, к осени 2005 года Александр Черногоров уже полностью разбазарил свой политический капитал. Тогда все опросы показывали жалкий рейтинг. Не дожидаясь окончания своих полномочий, Черногоров срочно запросил в Кремле мандат на продление и, несмотря на ряд скандалов, сумел его добиться.
Сыграла свою роль и вялость регионального отделения «Единой России». Там царило благодушие: мы сильные, мы и так победим. Напротив, «Справедливая Россия» демонстрировала жесткий, агрессивный стиль агитации, в полной мере используя административный ресурс мэра Ставрополя Дмитрия Кузьмина, возглавившего партийный список. Стоит напомнить еще, что СР, ЛДПР и СПС перед выборами договорились о совместных действиях по отставке губернатора.
Результаты голосований в регионах всегда были предметом пристального внимания федерального центра. Достаточно вспомнить пермского губернатора Юрия Трутнева, который благодаря успешному референдуму об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого округа попал на карандаш кремлевским кадровикам и стал вице-премьером. Близкий к Кремлю политолог Сергей Марков уже предрек падение Черногорова: «В аппарате полпреда президента по Южному округу тоже давно сетовали, что Черногоров - менеджер не очень. Особенно навредил ему скандал с женой: мол, алименты не платит, а в гараже «Бентли» держит».
Если отставка ставропольского лидера будет решена, то встанет вопрос о его дальнейшем трудоустройстве. Вряд ли его уход будет позорным, то есть в никуда. Собеседник «Газеты» в администрации президента России отметил в связи с этим, что никаких кадровых решений о судьбе Черногорова пока нет: «Да, выборы завершились не с тем результатом, на который рассчитывал губернатор. Однако мы оцениваем работу губернатора по объективным показателям края, а они на Ставрополье не хуже и не лучше, чем по всей стране».
О том же говорят и в КПРФ, где еще недавно числился губернатор. «Останься он в партии, - предположил в беседе с «Газетой» член ЦК КПРФ Вадим Соловьев, - наш результат достиг бы 30-32%. У нас там всегда были очень высокие показатели. Тень предательства была брошена и на всю партийную организацию, Черногоров был одним из руководителей партии - и так себя опозорил. Нам еще долго придется восстанавливать доверие избирателей».
Не могут в КПРФ скрыть и некоторого злорадства. «Судьба больших людей в политике, которые таким образом меняют свои убеждения, естественна, - подытоживает представитель ЦК Вадим Соловьев. - Избиратели их не прощают. Сегодня Черногоров - политический банкрот».
Однако в глазах власти Черногоров не банкрот, а скорее неудачник. Личная популярность хромает у многих провинциальных лидеров, но Черногоров фактически виноват только в том, что не сумел полноценно задействовать административный ресурс в условиях крепнущей двухпартийной системы.