Максим мчал, как курьерский поезд
Россиянин Чудов завершил последнюю стрельбу лишь пятым, но к финишу прилетел вторым
БИАТЛОН. ЧЕМПИОНАТ МИРА
Два первых дня чемпионата мира оказались для наших болельщиков богатыми на впечатления – причем впечатления приятные. В субботу, в день спринтерских гонок, «выстрелила», наконец, Наталья Гусева. Ее бронзовый почин вчера подхватил Максим Чудов, в очередной раз поразив всех своей скоростью – с 13-го места на старте уфимец поднялся на финишное второе.
НУ ЧЕГО ЖЕ ТЫ, МАКСИМ, ЖДАЛ?!
Стартовая установка на первую гонку чемпионата мира у мужчин не удивила. Спринт побегут те, кто составляет основную ударную силу сборной: Николай Круглов, Максим Чудов, Иван Черезов и Дмитрий Ярошенко. По словам наставника наших мужчин – олимпийского чемпиона Владимира Аликина, все перечисленные спортсмены успешно адаптировались к высоте Антерсельвы (1640 метров) и способны биться за медаль.
Когда за два часа до гонки мы посетили «вакс-кабины», где соседствовали готовившие лыжи смазчики и те, кому на этих лыжах предстояло бежать, то обратили внимание – Ярошенко, Круглов и Черезов как-то чрезмерно напряжены. Волнение понятно – все-таки чемпионат мира, главный старт сезона, и тем не менее… Тут и до мандража недалеко, а во что это может вылиться в гонке, хорошо знают не только специалисты, но и болельщики.
Единственным, кто излучал даже не спокойствие, а какое-то невероятное благодушие, был Максим Чудов. Вот, подумалось, человек, который и будет сегодня биться за медаль. Не поколебал этого чувства даже стартовый протокол, в котором Чудов располагался далеко от «красной группы» — под 50-м номером.
Гонка во многом подтвердила догадки ваших корреспондентов. Круглов выглядел явно не в своей тарелке, усугубив промах на лежке скромным по скорости бегом. Черезову и Ярошенко, настрелявшим по два круга, пришлось срочно забыть о своих медальных амбициях и думать лишь о зачетных очках – все-таки результаты первенства планеты идут в зачет Кубка мира.
И только агрессивный и азартный Чудов вплоть до второго огневого рубежа на равных бился с чемпионом среди чемпионов – Уле-Айнаром Бьорндаленом – за победу. К тому времени, как Максим прибыл на стойку, всем на трибунах было уже очевидно – он последний, кто может сместить пятикратного олимпийского чемпиона с верхней строчки итогового протокола. Придавал уверенности и тот факт, что Бьорндален на последнем огневом рубеже заехал на штрафной круг. Таким образом, Чудов, шедший по его графику бега (на подходе ко второй стрельбе проигрыш составлял менее двух секунд), имел даже право на ошибку — ведь ногами наш метеорит способен выиграть у любого.
И вот Максим встает на изготовку и… попадает под сильный порыв бокового ветра. Он стоит 15 секунд, 20, 30… Замирает с винтовкой, словно натурщик. Нервы у тренеров и зрителей на пределе, но свои чувства они сдерживают. Тренерам это велят делать строгие правила поведения на тренерской бирже (какие-либо подсказки во время стрельбы запрещены), болельщикам – безбрежная любовь к Максиму. Еще бы, ведь Чудов – «наше все»! Эта кричалка не умолкает с момента старта нашей последней надежды в спринте. И вот болельщики безмолвствуют – лишь тихо шепчут про себя всевозможные заклинания. А «наше все» по-прежнему недвижим.
Первый выстрел Максим совершает на… 41-й секунде. Мимо! С таким же успехом он мог бы промахнуться, отмахать дополнительные 150 метров и все равно обогнать время своего непонятного ожидания. Словно проснувшись, Чудов начинает палить так, словно отстреливается от наседающего врага. Три мишени закрыты, последняя уцелела, шансов на медаль нет!
Ну и чего ты, Максим, ждал – наверняка думал в этот момент Аликин, наблюдавший гонку с одного из подъемов. На финише Чудов — 13-й. В глазах — злость и азарт. Кажется, предложи ему сейчас перезабег — согласится не задумываясь.
Итак, Бьорндален в 21-й раз поднимается на подиум (считая Олимпийские игры и чемпионаты мира), сравнявшись по этому показателю со своим великим соотечественником — лыжником Бьорном Дэли. Сам Дэли, приехавший в Антерсельву в качестве консультанта норвежской сборной, лично поздравил Уле-Айнара и пожелал ему не задерживаться на цифре 21. Бьорндален не заставил себя долго упрашивать. Однако об этом впереди.
Заканчивая рассказ о мужском спринте, нельзя не отметить соседей чемпиона по пьедесталу – чеха Михала Шлезингера и украинца Андрея Дериземлю. И тот, и другой впервые в жизни поднялись на столь престижный подиум и словно доказали старую заповедь спортсменов: «главный старт в сезоне – один».
ПЯТИДЕСЯТНИЦА
Наталье Гусевой достался такой же, как Чудову, стартовый номер – 50-й. Вот только надежд на ее успех было гораздо меньше. У Чудова в этом и прошлом сезоне – призовые подиумы, потрясающие рывки, комплименты маститых соперников… А у Гусевой что? Незавидная роль запасной на туринской Олимпиаде и 20–50-е места в сезоне нынешнем. И это показатели спортсменки, которую всего три года назад называли завтрашним днем нашего женского биатлона.
Ее досрочная отправка в Антерсельву (этап Кубка мира в Поклюке Наталья пропускала полностью) казался едва ли не жестом отчаяния главного тренера женской сборной Валерия Польховского. Мол – ступай-ка, готовься специально к чемпионату мира, может, чего и покажешь. Ну, а не покажешь – пеняй на себя.
Наталья выстрелила тогда, когда от досады на результаты первого дня уже хотелось плеваться. Притом не одному только Польховскому. По три промаха у Анны Булыгиной и Ирины Мальгиной, четыре у Татьяны Моисеевой. И вдруг, как и три года назад, откуда ни возьмись – Гусева! Промах на стойке лишает ее шансов на золото (за него бились быстроходные Магдалена Нойнер и Анна-Карин Олофссон), но и бронза в такой ситуации кажется подарком судьбы для всей сборной.
Тренерские рации разрываются. Не жалеют голосовых связок и болельщики. На финишной прямой кажется, что Гусеву несет звуковой волной.
— У меня весь финишный круг в глазах темно было. Только отражение солнца на снегу… Словно звездочки какие-то, — выдавила из себя Наталья, едва обретя способность говорить.
ЧУДОВ ДОСТАЛ ДЕФРАНА
– Поздравляем, Владимир Александрович, – дружно кидаемся мы с объятиями на Аликина. – Потрясающая гонка. Чудов просто неподражаем! Это же ваша первая медаль чемпионата мира в качестве тренера сборной. Признайтесь – что вчера на собрании команды говорили?
– Ничего, – старается сдерживать улыбку Аликин. – Мы и собрания-то не проводили. Я с каждым из ребят отдельно поговорил. Вижу, они сами вполне чувствуют досаду из-за того, что не очень удачно спринт сложился, горят желанием доказать, что все это ерунда, что их цель – медали…
– Ну еще бы – раз тренер приказал. Серебряная медаль у вас есть. Осталось золотую и бронзовую завоевать – чтобы было, как обещали летом. А может, на большее замахнетесь?
– План есть план, – отмахивается с легкой улыбкой олимпийский чемпион и вновь серьезнеет, переходя на поучительный тон. – Вы ведь поймите, без высоких целей в спорте нельзя. Нам в этом году конкретных задач никто не ставил – ни Росспорт, ни Союз биатлонистов. А это разве порядок? Вот сказал бы я летом ребятам – возьмете на мире одну медаль, и будет с вас. Как бы они меня восприняли? Нет уж! Работать «в натяг», на пределе, но с головой!
Как Аликин умеет заставить работать в натяг, только что продемонстрировал Максим Чудов. Выскочив с последнего огневого рубежа, словно черт из табакерки, он ошарашил своим появлением даже тренера по стрельбе Андрея Гербулова, чьей обязанностью было внимательно отслеживать ситуацию на стрельбище.
Он вроде бы и следил, и даже то, что Чудов стрельнул ноль, сообщил. Но только когда при уходе на завершающие 2,5 километра Максим оказался пятым, с отставанием от третьего времени Шлезингера в пять секунд, все вдруг подскочили от неожиданности – а ведь может быть медаль! Бронзовая. О серебре в этот момент еще никто не думал – ведь ушедший вторым олимпийский чемпион Винсен Дефран имел превосходство в 18 секунд.
Норвежец сейчас далеко – мчит к своему рекордному 22-му подиуму (как и желал ему Бьорн Дэли накануне). В гонке преследования он не показал ничего выдающегося, но его преследователи как-то слишком невнимательно отнеслись к «подаркам» чемпиона – в виде двух штрафных кругов.
Серебряный призер спринта Шлезингер выдержал два круга и «сломался» на первой стойке. Вместе с ним – поляк Томаш Сикора и, увы, наш Николай Круглов. На первую стойку он, мастер погони, приходит в 40 секундах от лидера. Ему бы воспользоваться промахами Бьорндалена и Шлезингера. Как он умеет это делать – все мы неоднократно видели – ан нет. Три промаха… После финиша Круглов прошел в раздевалку с каким-то стеклянным, упертым в землю взглядом. Неужели сыну двукратного олимпийского чемпиона изменила его потрясающая выдержка?
Но все это потом. А сейчас, выскочив из канонады четвертого огневого рубежа, Чудов мчит на финиш. За бронзой? Ну уж нет! Шедших впереди Шлезингера и норвежца Эмила Свендсена Максим проходит со скоростью курьерского поезда. Дефран вот он, рядом! Максим уже отчетливо читает надпись, расположенную у француза пониже спины – «New dad» (новоиспеченный папаша) и видит рисунки младенца на его головной повязке. У Дефрана родился сын, и папаша поспешает на финиш уже, вероятно, прокручивая в голове слова посвящения «моему дорогому новорожденному моей серебряной…»
Погодите-погодите – какая еще серебряная? Дефран обнаруживает Чудова у себя за спиной, когда Максим уже может дотянуться до соперника палкой. Обнаруживает и с новой силой начинает работать всеми конечностями. Разрыв между ними на минуту увеличивается. Но тут уже Чудов показывает, что силы у него далеко не на пределе. На последнем подъеме, на въезде на стадион он обходит олимпийского чемпиона. Дефран не сдается, готовя свой фирменный бросок на финиш. Выехав из последнего виража он выходит на параллельный курс и добавляет. Но и Чудов добавляет! Ниже француза ростом – Максим выбрасывает лыжу и… его нога оказывается «длиннее», чем у Дефрана. И тут Чудов дает волю своим чувствам – победно потрясая кулаком.
ИЛИ УМРУ, ИЛИ ВСЕХ ИХ ОБГОНЮ!
– После третьего огневого рубежа я шел 17-м, – улыбается наш первый в мужской сборной медалист. – Когда к последней стрельбе я увидел, что подтянулся к лидирам, понял – надо рисковать.
О том, что такое рискующий и азартный Чудов, лучше всяких слов говорит статистика. Два последних круга он пробегает с абсолютно лучшим временем (Бьорндален отстал от него ходом на 33 секунды), а последнюю снайперскую стрельбу проводит, уступив лучшему показателю лишь секунду! Что может устоять перед таким напором?
– Я по натуре человек заводной, – Максим, кажется, все еще в пылу борьбы. – Увидев спины соперников, я подумал – сейчас или умру, или всех их обгоню.
– А что вас Дефран на финише обойдет – не боялись? Все-таки олимпийский чемпион в этой дисциплине самого Бьорндалена обгонял…
– Нет – он бы меня не обогнал. Я ведь на финиш выходил по малому радиусу – значит, еще и путь сократил. Вперед бы я его по любому не пропустил.
При каждом упоминании Бьорндалена Чудов строит неопределенного выражения гримасу. Ему определенно не нравится контекст упоминания чемпиона. Для Максима это соперник, которого он, Чудов, до сих пор почему-то не обогнал.
– Вон – великий идет, – произносит он себе под нос, когда в зале пресс-конференций появляется Уле-Айнар.
– Можно ли обыграть Бьорндалена и что для этого нужно? – адресует вопрос серебряному и бронзовому призеру гонки норвежский журналист.
Дефран, который мог бы напомнить журналисту о собственной олимпийской победе над его соотечественником, отчего-то дает излишне комплиментарный ответ – дескать, все мы стараемся, но Бьорндален – биатлонист с другой планеты. А вот Чудов не расположен к реверансам.
– Бьорндален, конечно, великий спортсмен, но нет ничего невозможного. Вот повзрослею немного и обязательно обыграю.
Последние слова журналисты встречают аплодисментами, и даже сам чемпион с улыбкой похлопывает Максима по плечу.
– Ох, – откидывается на спинку стула Чудов через три минуты. – Кажется, отпускать начало.
Наш серебряный призер в один момент вдруг почувствовал усталость прошедшей гонки, придавившую его тяжелым грузом.
– Индивидуальную гонку побежите? – спрашивает его кто-то из коллег.
– Надо будет – побегу. Но если будет выбор – лучше бы отдохнуть маленько. Впереди эстафета и масс-старт. Надо выглядеть достойно.
КСТАТИ
Организаторы чемпионата мира превзошли самые смелые ожидания. За полтора года они превратили симпатичный, но скромный биатлонный стадиончик, приютившийся на горном перевале, в поистине грандиозное сооружение.
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Спринтерские гонки
Мужчины (10 км). 1. Бьорндален (Норвегия) – 26.18,8 (0,1). 2. Шлезингер (Чехия) – отставание 4,8 (0,0). 3. Дериземля (Украина) – 25,8 (0,0). 4. Ферри (Швеция) – 34,4 (0,1). 5. Сикора (Польша) – 39,2 (0,1). 6. Нильссон (Швеция) – 40,4 (0,0). 7. Свендсен (Норвегия) – 48,0 (1,1). 8. Пуаре (Франция) – 50,1 (0,1)…12. Круглов – 58,6 (1,0). 13. Чудов (оба – Россия) – 1.02,8 (0,2). 14. Бергер (Норвегия) – 1.04,0 (1,3). 15. Вольф (Германия) – 1.10,0 (1,2). 16. Дефран (Франция) – 1.11,1 (1,1). 17. Бирнбахер – 1.13,0 (1,1). 18. Реш – 1.18,4 (2,1). 19. Грайс (все – Германия) – 1.19,0 (1,2)…22. Черезов (Россия) – 1.34,6 (1,1). 23. Ханеволд (Норвегия) – 1.34,9 (3,0)…27. Ярошенко (Россия) – 1.37,9 (0,2)…43. Фишер (Германия) – 2.21,7 (2,1)
Зачет Кубка мира (спринт). 1. Грайс – 248 очков. 2. Ферри – 242. 3. Бьорндален – 201. 4. Круглов – 200. 5. Черезов – 190
Зачет Кубка наций. 1. Норвегия – 4802. 2. Россия – 4799. 3. Германия – 4766. 4. Франция – 4094. 5. Швеция – 3968. 6. Австрия – 3916
Женщины (7,5 км). 1. Нойнер (Германия) – 22.46,9 (1,1). 2. Олофссон (Швеция) – отставание 2,3 (1,1). 3. Гусева (Россия) – 19,6 (0,1). 4. Йонссон (Швеция) – 29,6 (0,0). 5. Флатланд (Норвегия) – 38,7 (0,0). 6. Понза (Италия) – 39,2 (0,0). 7. Вильхельм (Германия) – 45,1 (1,2). 8. Бранкович (Словения) – 46,9 (0,1). 9. Бейли (Франция) – 49,6 (2,0)…18. Груббен (Норвегия) – 1.17,0 (0,3). 19. Булыгина (Россия) – 1.17,5 (1,2)…21. Баверель-Робер (Франция) – 1.20,7 (0,2)…23. Хенкель – 1.24,1 (2,1)…36. Глагов (обе – Германия) – 2.05,4 (2,1)…39. Мальгина – 2.17,5 (1,2)…48. Моисеева (обе Россия) – 2.31,3 (1,3)
Зачет Кубка мира (спринт). 1. Олофссон – 268. 2. Вильхельм – 247. 3. Бейли – 235. 4. Нойнер – 189…11. Моисеева – 124
Зачет Кубка наций. 1. Германия – 4911. 2. Россия – 4587. 3. Франция – 4448. 4. Норвегия – 4240. 5. Швеция – 3995. 6. Китай – 3792
Гонки преследования
Мужчины (12,5 км). 1. Бьорндален – 32.21,2 (1,0,1,0). 2. Чудов – отставание 1.09,8 (1,0,2,0). 3. Дефран – 1.09,9 (0,0,1,0). 4. Шлезингер – 1.14,7 (0,0,2,1). 5. Свендсен – 1.17,2 (0,0,2,1). 6. Пуаре – 1.18,8 (1,0,1,1). 7. Сикора – 1.19,4 (0,0,1,2). 8. Ярошенко – 1.27,5 (1,0,0,0). 9. Черезов – 1.36,1 (0,0,1,0)…12. Грайс – 1.46,5 (1,0,2,1)….16. Круглов – 2.16,6 (0,0,3,1)…22. Ферри – 2.46,3 (1,0,2,2)
Зачет Кубка мира (гонка преследования). 1. Ярошенко – 202 очка. 2. Бьорндален – 187. 3. Свендсен – 149. 4. Дефран – 148. 5. Чудов – 137. 6. Черезов – 131
Общий зачет. 1. Бьорндален – 488 очков. 2. Грайс – 432. 3. Ферри – 421. 4. Ярошенко – 399. 5. Черезов – 399. 6. Круглов – 392…9. Чудов – 340…15. Рожков – 281
Женщины (10 км). 1. Нойнер – 33.01,6 (1,0,1,2). 2. Груббен – отставание 7,1 (0,1,0,0). 3. Олофссон – 7,6 (2,0,1,2). 4. Гусева – 47,8 (1,1,0,0). 5. Бранкович – 1.03,3 (1,0,1,0). 6. Баверель-Робер – 1.22,5 (0,0,1,1)…9. Вильхельм – 1.34,7 (1,2,1,1). 10. Хенкель – 1.46,9 (2,1,1,0)…28. Моисеева – 3.28,4 (0,1,1,1). 29. Булыгина – 3.29,2 (1,2,3,1). 30. Бейли – 3.36,0 (1,1,4,1)…43. Мальгина – 5.06,2 (0,2,2,2)
Зачет Кубка мира (гонка преследования). 1. Груббен – 232. 2. Вильхельм – 195. 3. Олофссон – 195…11. Моисеева – 87
Общий зачет. 1. Олофссон – 592. 2. Вильхельм – 566. 3. Груббен – 478. 5. Хенкель – 429. 6. Бейли – 350…12. Моисеева – 254…19. Анисимова – 216…23. Мальгина – 157…27. Юрьева – 133…30. Гусева – 112…35. Булыгина – 94. 36. Богалий-Титовец – 80