Национал-защитники
Второй "Русский марш" прошел гораздо тише первого
Во многих российских регионах вчера прошли акции в защиту Квачкова, Худякова, Аракчеева, Ульмана и других, которых национал-патриоты считают политзаключенными. По масштабу нынешний "Русский марш" явно уступал аналогичной акции в День народного единства. В Москве собралось всего около 300 человек (4 ноября прошлого года - несколько тысяч). На этом фоне «родинцы» Дмитрий Рогозин и Андрей Савельев опять призвали все патриотические силы к объединению.
Заявленный «Русский марш» номер два мог бы сравниться с первым только по числу сотрудников правоохранительных органов, которые следили за его проведением, - около 2 тысяч. Задолго до 13.00 от входа на станцию метро «Маяковская» и до Триумфальной площади выстроился живой коридор из милиционеров, солдат внутренних войск и дружинников. Саму площадь тоже взяли в оцепление, а желающих пройти тщательно досматривали.
Однако подобные меры безопасности, рассчитанные прежде всего на активистов ДПНИ, были излишними. Начинавшийся митинг едва ли напоминал о ноябрьском «Русском марше», когда десятки бритоголовых запихивали в автобусы чуть ли не на выходе из подземки. На этот раз возле памятника Маяковскому играла музыка, звучали русские песни. Активисты Национально-державной партии России (НДПР) и Славянского союза довольно мирно размахивали флагами, раздавали газеты. Некоторые держали в руках плакаты: «Вчера - недовольный, сегодня - экстремист, завтра - политзек», «Свободу политическим заключенным Борису Миронову, Владимиру Квачкову» и другие. Позже на площадь подтянулись активисты ДПНИ и сторонники "Народной воли".
Будет и третий "Русский марш"
Национал-патриоты считают политическими заключенными Владимира Квачкова, Евгения Худякова, Сергея Аракчеева, Эдуарда Ульмана, а также бывшего главу Роскомпечати Бориса Миронова, обвиняемого в разжигании межнациональной розни. Но, видимо, этот повод не вызвал у молодежи такого интереса, с которым она шла на ноябрьский митинг: на вчерашней акции пожилых ненавистников Чубайса было примерно столько же, сколько молодых националистов.
Зато все организаторы первого "Русского марша" - депутаты Дмитрий Рогозин, Николай Курьянович и лидер ДПНИ Александр Поткин (Белов) - оказались на месте. На трибуну также вышли жены Владимира Квачкова и Бориса Миронова.
"Наше общество по горло сыто той политикой, которую проводит власть", - передал общее настроение бывший либерал-демократ Курьянович. По его словам, сегодня политические репрессии обрушиваются только на русских. В связи с этим депутат в очередной раз потребовал отменить 282-ю статью УК, касающуюся разжигания межнациональной ненависти. "Я в стенах Госдумы неоднократно призывал отменить эту статью, но моя инициатива была похоронена еще в профильном комитете", - пожаловался Курьянович. В завершение своего выступления он пообещал в скором времени провести уже третий "Русский марш", посвященный Дню защитника Отечества.
Поткин предложил организовать "Русский марш" в Грозном: "Мы же хозяева в нашей стране. Так или нет?" Не преминул он и разнести власть в пух и прах. "Нас упрекают, что мы мешаем стабильности. Действительно, удобно, когда стабильно можно класть деньги в карман, пилить бюджеты, отправлять бабки куда-нибудь подальше, когда народ стабильно подыхает по миллиону человек в год. Нам такая стабильность не нужна! Нам нужна власть русского народа!" - традиционно переходя на крик, закончил Поткин.
Патриоты, объединяйтесь!
Дмитрий Рогозин заявил, что власть "целенаправленно уничтожает патриотов в армии и на флоте". Для него пример патриота - Юрий Буданов: "Буданов поступил как офицер, когда снайперша во время допроса набросилась на него с целью выхватить оружие". От защиты "политзаключенных" Рогозин перешел к критике власти и олигархов - "группы наглецов, соревнующихся между собой в рейтинге журнала Forbes". При этом депутат подчеркнул, что только патриотическое движение может вывести Россию из глубокого кризиса.
Его мысль продолжил другой депутат от "Родины" и член ДПНИ Андрей Савельев. "Главное для нас - воссоединение русского патриотического движения, соединение тех разнородных групп, которые пока не могут противостоять сплоченному каинову племени Кремля. Поэтому наша задача в этом году - сплочение", - заявил Савельев. Он отметил, что в прошлом году "власть растерзала патриотическое движение", прозрачно намекнув на раскол в "Родине". В этой связи главной задачей депутат назвал "создание совместных структур и координацию действий" всех патриотических сил.
Уже после возрождения Конгресса русских общин (КРО) стало понятно, что Рогозин и его сторонники будут использовать ДПНИ в качестве одного из ресурсов. Однако альянс "родинцев" с НДПР или Славянским союзом вряд ли возможен. "Я знаком с руководством этих организаций и не доверяю им, хотя среди рядовых членов большинство нормальные и адекватные люди", - заявил Савельев "Газете". По его словам, и НДПР, и Славянский союз часто порождают скандалы в патриотическом движении: "Они публикуют порочащие материалы о тех, кого считают конкурентами, - против отдельных лиц в ДПНИ и Дмитрия Рогозина".
В митинге участвовали и сторонники "Народной воли". Альянс с этой силой после выхода Сергея Бабурина и нескольких его единомышленников из семигинской фракции "Народно-патриотический союз "Родина" представляется для Рогозина наиболее вероятным. Скорее всего, обращения Рогозина и Савельева были адресованы именно "народовольцам".
Несмотря на относительно спокойный митинг, четыре участника все-таки были задержаны; как пояснили в ГУВД Москвы, за то, что скандировали лозунги, на которые не было получено разрешение.
В регионах все спокойно
В Петербурге вчерашний митинг оказался крайне немногочисленным. Акция на проспекте Бакунина собрала всего около 150 участников. Но милиции было еще меньше - человек 40. Выступавшие активисты ДПНИ и «Русского имперского ополчения» вспомнили экс-депутата петербургского заксобрания Юрия Шутова, приговоренного в 2006 году к пожизненному заключению за организацию банды и ряд тяжких преступлений. Кроме того, в зачитанном ДПНИ списке «политзаключенных» оказались еще и нацболы Сергей Чикунов и Михаил Башин, прорвавшиеся на заседание петербургского парламента 22 ноября прошлого года и находящиеся сейчас в следственном изоляторе.
На публике появился одиозный националист, главный редактор газеты «Русь православная» Константин Душенов, в отношении которого 15 июня прошлого года прокуратура возбудила уголовное дело по 282-й статье. Его короткая речь закончилась словами: «Россия - для русских!» Митинг прошел без эксцессов, никто из участников задержан не был.
В Новосибирске второй "Русский марш" собрал около 250 человек.
Двухчасовая акция прошла на площади у здания Новосибирской государственной научно-технической библиотеки имени Ленина. В числе политзаключенных назывались редактор местной газеты "Русская Сибирь" Игорь Колодезенко, а также осужденные в 2005 году молодые жители Новосибирска, члены группировки скинхедов «Белое братство».
Особое место было отведено выступлению "идеолога русского патриотизма" Бориса Миронова, недавно освобожденного под залог из новосибирского СИЗО. Миронов продолжал пропагандировать свои националистические идеи, которые еще в 1994 году стоили ему кресла председателя Госкомпечати, а в 2003 году стали причиной возбуждения уголовного дела. Митинг прошел спокойно, в отличие от прошлогоднего «Русского марша». Тогда милиция не могла справиться с огромной толпой, следовавшей по центру города.
Кого поддерживает "Русский марш"
Эдуард Ульман проходит в качестве одного из основных обвиняемых по делу об убийстве в Чечне шести местных жителей. В 2002 году он был командиром группы спецназа ГРУ, участвовавшей в розыске известного террориста Хаттаба. Разведчики обстреляли подозрительный "УАЗ", убив одного человека. Но в машине оказались не боевики, а мирные граждане. Спецназовцы расстреляли пассажиров, а тела сожгли вместе с автомобилем. Разведчики утверждают, что действовали по приказу командования. Дважды суд присяжных оправдывал офицеров, но Верховный суд отменял приговор. Сейчас дело рассматривается в третий раз.
Владимир Квачков является одним из подсудимых на громком процессе по делу о покушении на Анатолия Чубайса 17 марта 2005 года в Подмосковье. Машину главы РАО "ЕЭС" тогда попытались подорвать, после чего обстреляли из автомата. Как считает обвинение, преступление совершил отставной полковник ГРУ Владимир Квачков вместе с другими бывшими офицерами-десантниками. Обвиняемые своей вины не признают.
Офицеры внутренних войск МВД России старший лейтенант Евгений Худяков и лейтенант Сергей Аракчеев находятся на скамье подсудимых в Северо-Кавказском окружном военном суде по обвинению в убийстве мирных жителей в Грозном в январе 2003 года. По версии следствия, разведгруппа под командованием Худякова остановила автомобиль "КамАЗ", в котором ехали трое строителей из селения Лаха-Варанды. Их вывели из грузовика, приказали лечь на землю и убили выстрелами в голову. Как и в случае с делом Ульмана, офицеров дважды оправдывали, но приговоры отменялись. В конце прошлого года начался третий процесс с участием уже тройки профессиональных судей. Оба офицера были взяты под стражу в зале суда.
К кому сегодня лучше всего подходит определение «патриотические силы»?
Николай Сванидзе, журналист, член Общественной палаты:
«Если говорить высоким стилем, то патриот - это тот человек, который любит свою страну. К сожалению, слово «патриотизм» сейчас порочится. Само по себе оно хорошее, но его взяли на вооружение те люди и те силы, которые к патриотам не имеют никакого отношения. Они исходят из принципа: чем хуже, тем лучше.
«Русский марш» не имеет абсолютно никакого отношения к патриотам - здесь и к гадалке ходить не надо. Конечно, каждый политик всегда говорит, что он любит Родину пуще невесты и матери родной! А вот кто именно из них говорит правду - об этом могут сказать только его дела.
Да, выражение «патриотизм - это последнее прибежище негодяев» появилось не сегодня. Оно верное, но это не значит, что все патриоты - негодяи. Однако несомненно другое: именно негодяи очень часто норовят объявить себя патриотами».
Александр Чуев, зампред комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций:
«Пока таких сил в каком-то едином качестве у нас не существует. К сожалению, очень много разрозненных сил - от достаточно радикальных и до либеральных, и все они называют себя «патриотическими». Просто есть разные организации с разными задачами и целями, иногда совсем с противоположными.
Я тоже считаю себя патриотом России, но взгляды мои отличны от, скажем, взглядов того же Курьяновича. Я был бы очень рад, если бы у нас в стране возникли действительно мощные государственно-патриотические силы. Но пока с сожалением вынужден констатировать: единого патриотического движения у нас нет».
Ирина Винер, главный тренер сборной России по художественной гимнастике:
«К тем, кто стоит на пьедестале, когда играет гимн и поднимается флаг его страны, и к тем, кто стоит на трибунах или смотрит это по телевидению и тоже радуется за свою страну!
А показательные номера людей вроде Рогозина, которые выходят на улицу и рассказывают басни, - это нечто шовинистическое, и патриотизмом такое назвать трудно. Патриотизм - это стремление всех народов, живущих в России к тому, чтобы наша страна была сильной, великой и уважаемой».
Нафигулла Аширов, председатель духовного правления мусульман азиатской части России, cопредседатель Совета муфтиев России:
«К сожалению, сегодня патриотические лозунги приватизировали не те силы, которые выражают интересы большинства россиян, а те, кто организует так называемые «русские марши», фактически противопоставляя по национальному признаку одну часть российского общества другой.
А что будет, если другая часть начнет организовывать, скажем, «кавказские марши» или «татарские марши»? Если у нас на телевидении есть программа «Русский взгляд», то, значит, имеет место быть и «Татарский взгляд»?
Зачем смотреть на будущее нашей страны с разных ракурсов? Да, по каким-то второстепенным вопросам мнения могут не совпадать, но основа государственности должна быть одна! И самое главное - не разделять людей на русских и нерусских, как это было в нашем недалеком прошлом, когда у нас не было нации и называли нас нацменами. В понятии большинства нерусского населения России слово «патриотизм» имеет негативную окраску».
Аркадий Инин, писатель, сценарист:«Ко мне. Да, мы знаем, что и бритоголовые ребята себя считают патриотами, и те, кто с шевелюрами. Но вопрос в том, действительно ли они любят свою страну? Некоторые отморозки сейчас дискредитируют слово «патриотизм». А я свою Родину люблю.
Разница между патриотами и национал-патриотами именно в том и заключается, что патриот любит свою Родину, а национал-патриот ненавидит чужие. Я не могу назвать какие-то признаки моей любви к Родине, их нет - люблю ее безотчетно. Ночами от такой любви я не мучаюсь, но мучаюсь по поводу судеб Родины днем. А сплю я (тьфу-тьфу-тьфу!) хорошо». (Опрос подготовил Александр Саргин)