Время сыновей
Смогут ли дети известных актеров и режиссеров затмить славу своих звездных родителей
Все чаще российские молодые дарования в кино, театре, на поп-сцене обретают свой звездный статус «по происхождению». Лиза Боярская, Алиса Гребенщикова, Анна Михалкова, Стас Пьеха, Игорь Тальков-младший – у этих и многих других весьма приятных молодых людей с наступлением зрелого возраста, что называется, синхронно начинают «говорить» гены. Россияне периодически обнаруживают в своем национальном достоянии не только новых певцов и актеров с громкими фамилиями, которые зачастую являются лишь исполнителями на сцене и съемочной площадке, но и «творцов-организаторов» – режиссеров. То Егора Кончаловского, то Валерия Тодоровского, то Федора Бондарчука.
Именно в нашем кинематографе на сегодняшний день существует огромное количество династий, и порой начинает казаться, что обладателям не столь известных фамилий не стоит даже и пытаться поступать во ВГИК, что там сплошь свои, что вся система подготовки кинематографических кадров – одно сплошное «творческое МГИМО». «Новые Известия» попытались разобраться, так ли это на самом деле.
Как-то Андрей Миронов сказал: «Актерские дети – все немного обезьянки». Он, сын Марии Мироновой и Александра Менакера, с детства впитавший волшебный запах кулис, знал об этом не понаслышке. Трудно удержаться от игры и подражания, когда это составляет большую часть жизни твоих родителей.
Носители славных фамилий уже не стараются прятаться за псевдонимами и скрывать свое знаменитое родство, а наоборот– всячески подчеркивают замечательную преемственность, существующую в их семьях. И даже пишут об этом книги, как сделала, к примеру, театровед Екатерина Боярская (сестра Михаила), презентовавшая недавно свою работу «Театральная династия Боярских». Продюсеры встречают звездных детей с распростертыми объятиями: снимать их очень выгодно, ведь такая идея, как, например, «посмотреть на дочку Боярского», зачастую будет решающим аргументом в пользу того, чтобы пойти в кино. Впрочем, звездные родители могут лишь на начальной стадии подтолкнуть свое чадо. Дальше все зависит только от таланта отпрыска.
Тренируйтесь на Томе Сойере
Дочь Андрея Миронова Мария дебютировала в кино в девятилетнем возрасте. Она сыграла Бекки в фильме «Приключения Тома Сойера и Геккльберри Финна». Изнурительные съемки на время отбили у Маши всякое желание быть актрисой. Но природа взяла свое, и сейчас в списке молодых российских актрис Мария Миронова занимает далеко не последнее место. Возможно, уже через несколько лет появится и еще один Андрей Миронов – сын Марии, полный тезка своего знаменитого дедушки. Однако Мария считает, что если мальчик все-таки решит выбрать актерскую профессию, с его именем и фамилией ему будет очень сложно. «Мне никогда не хотелось каким-либо образом пользоваться своим знаменитым родством, – говорит она. – Чтобы достойно существовать в этой профессии, нужно что-то делать самой».
«Приключения Тома Сойера» стали «взлетной полосой» и еще для одного актерского ребенка. Вместе с Машей Мироновой в той картине снимался сын актера Бориса Галкина Владислав. Он играл хулигана и задиру Геккльберри Финна. Спустя несколько лет Владислав Галкин закончил Театральное училище имени Щукина и режиссерский факультет ВГИКа. Сейчас этого «дальнобойщика» знает вся страна, и по масштабам популярности он уже давно превзошел своего отца.
На съемки всей родней
Если заходит речь о знаменитых кинодинастиях, то первым на ум, пожалуй, приходит монументальный клан Михалковых-Кончаловских. Кажется, что они были всегда. Впрочем, ничего удивительного – триумф Никиты Михалкова начался с фильма «Я шагаю по Москве», который вышел в 1963 году. Андрей Кончаловский в кинематографе с 1961 года (дебют – дипломная работа «Мальчик и голубь»). Времени с тех пор прошло немало, и теперь, называя эти фамилии, следует обязательно прибавлять имя, ибо в отечественном кино теперь два Кончаловских (Андрей и его сын Егор) и целых четыре Михалковых (Никита и его дети: Анна, Надежда и Артем). Только старший сын Никиты Сергеевича Степан не стал связывать свою жизнь с важнейшим из искусств и занялся ресторанным бизнесом. Так же, как и сын Олега Табакова Антон, который снимался в кино в детстве и в ранней молодости, а затем переключился на рестораны.
Успешно продолжил дело своего отца Валерий Тодоровский. Сын режиссера Петра Тодоровского дебютировал в кино в 1990 году очень хорошим фильмом «Катафалк», и с тех пор в его режиссерской (да и продюсерской, пожалуй, тоже) фильмографии не было ни одного провала. «Я вырос в творческой среде, она мне многое дала, – сказал «Новым Известиям» Валерий Тодоровский. – Как-то незаметно я чему-то научился. Во ВГИКе, где я учился на сценарном факультете, я слышал за спиной разговоры на эту тему – сын известного отца. Они меня не травмировали, но раздражали. Потом это прошло. Не думаю, что сейчас существует мнение, будто меня кто-то сделал. Хотя по большому счету отец меня сделал, научил, привил свой вкус».
Сын Сергея Бондарчука Федор в большом кинематографе дебютировал поздно, но зато метко. До прошлогоднего триумфа «9 роты», его первой полнометражной картины, Бондарчук-младший был больше известен как клипмейкер. Теперь же он сам на правах мэтра воспитывает молодую поросль и, в частности, своего племянника Константина Крюкова (сына актрисы Алены Бондарчук), который дебютировал в дядином кино. Парень, к слову сказать, об актерской карьере и не мыслил, занимался абсолютно другими вещами – окончил Геммологический институт в Америке, был награжден медалью Кафки за вклад в живопись. Но решил все-таки не без помощи звездных родственников внести также свой вклад и в кинематограф. Сейчас Крюков – молодой актер и популярный светский персонаж.
Все-таки во всем нужна мера, и представителям знаменитых актерских династий следует, наверное, заботиться о том, чтобы не переступать черту, отделяющую законную гордость за свою фамилию от самолюбования (увы, и такое бывает) и от откровенного хамства. Честное слово, не очень приятно смотреть на то, как в телестудии сидят Федор Бондарчук с Константином Крюковым и, как у себя на кухне, на всю страну беззастенчиво хвалят друг друга: «Ах, какой у меня замечательный дядя!», «Ах, я так рад, что у меня такой талантливый племянник!». Вполне возможно, что делают они это искренне, по-настоящему радуясь за свою семью, но со стороны это выглядит откровенным междусобойчиком.
«Куценко! Не ори на меня!»
Совсем недавно на кинонебосклоне появились еще два новых- старых имени: Елизавета Боярская и Мария Машкова. Дочки известных пап пока что делают свои первые шаги в кино (Лиза снялась в «Первом после Бога», «Парке Советского периода» и «Вы не оставите меня», Маша стала популярна после участия в сериале «Не родись красивой» и принята в труппу «Ленкома»). Конечно, пока что большая часть аудитории воспринимает их как детей знаменитых актеров, и им придется потрудиться, чтобы их фамилии зазвучали по-новому. Но такое возможно, как доказала, к примеру, Дарья Мороз, дочь актрисы Марины Левтовой и режиссера Юрия Мороза. Сейчас уже сложно подвергнуть сомнению актерское дарование Дарьи. Кстати, Даша не так давно получила второе образование и, возможно, в скором времени дебютирует и как продюсер.
А время не стоит на месте, подрастает очередное поколение звездных детей. Режиссер Анна Меликян очень долго выбирала юную актрису для своего фильма «Марс». Снимавшаяся в этой картине Евгения Добровольская посоветовала Анне поискать девочку среди актерских детей, потому что актеры разговаривают со своими отпрысками, как со взрослыми, и с ними легче работать. В результате режиссер нашла совершенно потрясающего ребенка. Этим чудом оказалась шестилетняя Надя Каменькович – дочка актрисы Полины Кутеповой и режиссера Евгения Каменьковича. «Я иногда забывала, что передо мной стоит шестилетний ребенок, так хорошо она все понимала и реагировала на актерские задачи, которые я перед ней ставила, – рассказывает Анна Меликян. – Была сцена, где они с Гошей Куценко орут друг на друга. Надя долго не соглашалась, говорила, что на нее никто никогда не орал. Все ей объясняли, что это кино, это понарошку. В результате она пришла и говорит: «Я придумала, только Гоше не говори. Когда он начнет на меня орать, я посмотрю на него и скажу не по сценарию: «Не ори на меня!» Посмотрим, как он выкрутится. А камера-то будет работать». Эта сцена так и вошла в фильм. Надя работала, как настоящий профессионал и даже требовала актерских дублей».
Крошка-сын к холсту пришел
В семьях художников преемственность и клановость – тоже в порядке вещей. Ведь когда ребенок вырастает среди холстов, краски и гипсовых слепков, первые навыки он получает как раз в родительском ремесле. Так возникают династии скульпторов – среди них сейчас самая известная – семья Рукавишниковых (Александр и Юлиан), выполняющая наиболее ответственные мэрские заказы, клан Бургановых, владеющий своим музеем. Среди живописцев – Решетниковы (основатель династии – автор «Опять двойки»), Ромадины (Николай и Михаил), Чуйковы (Семен и Иван). Этот список можно продолжать до бесконечности, и ничего зазорного в такой «производственной» эстафете никто никогда не видел.
Другое дело, во времена перестройки появился новый тип семейных отношений. Это когда дети известных мастеров, пользуясь влиянием отцов, прокладывали себе дорогу в галерейной и антикварной сферах. Так, галеристка Айдан Салахова в немалой степени опиралась на связи своего отца академика Таира Салахова. Последний пример из этой категории – Василий Церетели, внук знаменитого скульптора. После учебы за границей он оказался исполнительным директором Музея современного искусства, созданного дедом, а затем, заручившись министерской поддержкой, стал комиссаром российского павильона на Венецианской биеннале. Внучка знаменитого советского скульптора Владимира Цигаля, Маша Цигаль, опираясь на имя, сделала карьеру дизайнера модной одежды.
Наконец, совсем уже свежее веяние – это когда дети тех знаменитостей, которые не имели прямого отношения к изобразительному искусству, пользуются звездным статусом родителей в самом начале живописной карьеры. Понятно, что картины художницы Александры Вертинской (внучки Вертинского, ведущей программы «Снимите это немедленно») будут продаваться куда как бойче даже ее более мастеровитых коллег. И никто не пройдет мимо выставки Ивана Лунгина, которая сейчас открылась в Музее архитектуры – каждому интересно узнать, в какой манере пишет сын знаменитого кинорежиссера Павла Лунгина, снявшего «Остров», один из хитов российского кино 2006 года. (Cергей Соловьев)
Кто в звездных династиях, по вашему мнению, профессионально сильнее?
Из актрис Алферовых:
– Ирина Алферова (мать) –1466 чел. (92%)
– Ксения Алферова (дочь) – 126 чел. (8%)
Из режиссеров Бондарчуков:
– Сергей Бондарчук (отец) – 606 чел. (83%)
– Федор Бондарчук (сын) – 125 чел. (17%)
Из актеров Боярских:
– Михаил Боярский (отец) – 360 чел. (94 %)
– Елизавета Боярская (дочь) – 22 чел. (6%)
Из актеров Ефремовых:
– Олег Ефремов (отец) – 336 чел. (78%)
– Михаил Ефремов (сын) – 95 чел. (22%)
Из режиссеров Кончаловских:
– Андрон Кончаловский (отец) – 223 чел. (76%)
– Егор Кончаловский (сын) – 71 чел. (24%)
Из актеров Лазаревых:
– Александр Лазарев (отец) – 211 чел. (71%)
– Александр Лазарев (сын) – 85 чел. (29%)
Опрос проводился на сайте www.newizv.ru.