Власть сочиняет страну
Неутешительные итоги года — в телевизоре и окрестностях
Шел полуфинал проекта «Голос». Всепобеждающий иеромонах Фотий, ученик Лепса, пел Цветаеву: «Уж сколько их упало в эту бездну». Частичное непопадание в ноты и в текст компенсировалось решимостью исполнителя. «Я обращаюсь с требованием веры», — настаивал иеромонах, грозно сжимая кулаки. Тех, кто еще не упал в бездну, просвещал ведущий Нагиев. Он нырнул в пучину литературоведения и незамедлительно обнаружил там сенсацию: «Цветаева писала: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». И это время пришло в проекте «Голос».
Тут — центр всего. Жизнь в родном отечестве каждый раз начинается с чистого листа. Не было бы Фотия с Лепсом и Нагиева с «Голосом», никто бы и не узнал о Цветаевой. Позавчера священная Корсунь располагалась в Крыму, вчера — в Сирии, а где завтра обнаружится сакральная территория, поймем из программы «Время» завтра. Важный итог года — история переписывается не потом, а здесь и сейчас, в режиме онлайн. Снова востребован опыт большевиков по переформатированию сознания методом эффективной пропаганды. В октябре 17-го случился не переворот, а мировая революция; в ноябре 13-го не украинский Майдан, а бандеровская хунта; в марте 2014-го не присоединение Крыма, а торжество международного права; в сентябре 2015-го не военная операция в Сирии, а защита национальных интересов россиян. Слова успешно подменяют суть видимостью сути.
Власть сочиняет страну. Президент значится сценаристом документального фильма «Крым. Путь на Родину», о чем с нескрываемой гордостью сообщил его соавтор Андрей Кондрашов. Некоторые отщепенцы из либералов негодуют, почему, мол, Путина на прямой линии спрашивали об одной стране, а ответы получали о другой. Да потому: он представляет не реальность, а свою версию реальности. Мудрая Яровая называет это «правдой позитива». Правда позитива вытеснила просто правду, вследствие чего наблюдается трогательное стилистическое единство речей первых лиц и политических телепрограмм.
Телевизор окончательно и бесповоротно становится главным героем нашего времени. Когда Крым поглотила мгла, высшие силы принимают единственно верное решение: устанавливают в центре Ялты гигантский мобильный экран с автономным питанием для оперативного информирования жителей. На экране — Путин. Из глубины кадра идут свет, тепло и даже вода. Телевизор способен как давать необходимое, так и убирать лишнее. Не менее мудрый, чем Яровая, Пиманов в сюжете о задержании главы Коми замазывает центр композиции — портрет президента и премьер-министра. Высокого чиновника берут под стражу на фоне пустой рамки. Ореол святости первых лиц — дело государственной важности.
Там же, в телевизоре, поставлено на поток производство предателей. Ширятся ряды изменников родины — от Марии Гайдар до Матвея Ганапольского. Неправильным предателям противопоставляют правильных, то есть склонных к перемене воззрений. Положительным героем экрана становится вчерашний враг Кремля Андрей Бабицкий. Он создает в Донецке телеканал «Диалог» и охотно клеймит радиостанцию «Свобода», на которой проработал 25 лет. Разумеется, великой державе нисколько не страшен Айдер Муждабаев или даже Навальный. Просто необходимо в зародыше уничтожить не другой взгляд на жизнь, а саму возможность другого взгляда. Так случалось в нашем отечестве всегда, просто концентрации мерзости было меньше. Петр Чаадаев, первым сказавший самые горькие (и точные) слова об отъединенности России от мира, очень разозлил Николая Первого. Кровавый деспот объявил его сумасшедшим и отправил под домашний арест — на один год. В недостатке патриотизма «басманного философа» упрекали, в предательстве — никогда.
Сегодня страна с восторгом обустраивает внутреннее гетто. Первый предмет гордости — потеря общего языка с миром. Нельзя критиковать, сомневаться, анализировать; обсуждение принимается за осуждение. Вокруг враги. Даже скромная программа «Среда обитания», рассказывающая домохозяйкам о происках сетевой торговли, в пылу импортозамещения сменила прежнее название на актуальнейшую «Теорию заговора». Если прежде заговорщиков всех мастей обнаруживали асы типа Киселева с Соловьевым, то теперь настало время Леси Рябцевой и Олега Лурье. Чистые светлые лица данных журналистов не оставляют сомнений — никто не забыт, ничто не забыто. Особенно не забыт Навальный. Начала Рябцева, продолжил Лурье. Сочинение о Браудере на канале НТВ — это почти инсценировка развернутого ответа генпрокурора на расследование фонда Навального о Чайке и его сыновьях. Лурье сообщил, что в его руки попали уникальные документы по дискредитации правоохранительных органов. Заказчик, вестимо, Браудер. Поверим честному журналисту на слово. Иного пути нет. Любое телерасследование сейчас держится не на расследовании — на гневной публицистике.
А вообще я себя чувствую самозванкой. Главные итоги уходящего года должен подводить не телеобозреватель, а психиатр. Слушаю Михаила Делягина и понимаю, насколько слаб мой ум для постижения момента истины. Он волнуется, глотает слова, спешит. Делягин гордится принадлежностью одновременно к двум большинствам. Он, как все, горячо поддерживает Путина. Но он же, почти как все, горячо не поддерживает экономическую политику, которую правительство ведет от имени Путина.
Прав иеромонах Фотий: «Уж сколько их упало в эту бездну». Аминь!
Источник - «Новая газета»