Мы рождены, чтоб голод сделать былью
Старики воруют еду, чтобы не умереть с голода, и с утра занимают очередь на помойки, куда супермаркеты выбрасывают просроченные продукты – таков финал демократизации страны под управлением «единых и нерушимых»

Голод – не тетка, голод – тюрьма?
Историю 70-летней жительницы Ивановской области Надежды Шакуровой, получившей год условно за кражу продуктов на общую сумму в 630 рублей, слышала уже вся страна. Казалось бы, банальная мелкая кража, коих в каждом российском городе ежедневно совершается сотнями, дошла даже до ушей парламентариев, налево и направо начавших давать советы для простых людей.
И суть тут, конечно, не в действиях правоохранителей – факт преступления в любом случае был, и реакция фемиды в том или ином виде должна была последовать. Хотя, ради справедливости, стоит отметить, что квалификация деяния ивановской пенсионерки, как тяжкое преступление – это чересчур. И называть пожилую женщину, от отчаяния совершившую преступление (никого не убила, не порезала, не отняла), как это сделал старший помощник прокурора Приволжского района Денис Грачев, представлявший в этом деле обвинение, человеком представляющим «большую общественную опасность», это значит ставить ее в один ряд с маньяками, серийными убийцами, насильниками, педофилами, которых в силу как раз большой общественной опасности предпочитают садить раз и навсегда. Но где немощная голодная бабулька, заметившая ключ в дверном замке соседского дома, и соблазнившаяся лежавшей на виду едой, а где здоровенный убийца-потрошитель, выходвиший на охоту после «каждого дождичка в четверг», где год «условки», а где «вышка», с нашей податливости девяностых замененная на пожизненное?
Да, старушка забралась в соседский дом, причем, дважды – сначала слямзила кетчуп и неполный пакет сахара, а затем упаковку макарон, пару банок тушенки, печенье, чай и еще слегка сахара. Да, фемида по букве закона не обязана считать голод и нищету, как причину совершения преступления, за смягчающее обстоятельство. Но ведь суд, давший бабульке срок, это последняя точка в этой истории – но ведь пенсионерка, получающая 7300, из которых после всех коммунальных и прочих платежей у нее на еду остается около тысячи рублей на месяц, и ее супруг, работающий на местной ферме, но давно забывший, когда у них день зарплаты, эти двое жили-то не в пустыне, не в тайге, не на далеком острове в океане…
Нет, чета стариков проживает в центре России, пусть и в деревне, не в мегаполисе – но каждая деревня относится к какому-то району, имеющему свой бюджет плюс получающему деньги из области на те или иные цели. И среди этих целей есть средства на работу местных социальных служб, в обязанность которых входит в том числе и мониторинг малоимущих стариков, тех, кто сам не может себя физически обслужить и так далее. Тем более, в сельской местности, где всегда требуется помощь – огород, дрова, уголь, сарай подлатать, крыльцо починить.
До стариков ли ивановским чиновникам?
Но ответственный за «раздачу» пенсий Пенсионный фонд Ивановской области привычно рапортует: все пенсии и пособия, которые находятся в компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации, начислялись и выплачивались вовремя и в полном объеме. Сбоев в выплате пенсий и пособий не было. Остальное, как говорится, не нашего ума…
Официальный прожиточный минимум в регионе, подписанный на 2017 год ивановским губернатором Павлом Коньковым замер на отметке 7849 рублей при среднем расчете на душу населения 9373 рубля, тогда как в среднем по стране в прошлом году было 8803 рубля. Правда, на 2017 год правительство РФ, видимо, где-то усмотрев массовое понижение цен на товары и услуги первой необходимости, уменьшило минималку до 8540 рублей.
А Минтруд выдал на ближайшую перспективу прогноз о дальнейшем снижении реального размера пенсий.
Ладно, насколько Российская система оказания социальной помощи запутана и архаична, словно непролазные сибирские дебри, мы знаем – но, похоже, в ней слабо разбираются и те, кто в ней работает. Да и местные власти тоже не всегда в курсе, что творится на земле, как живут простые люди.
Да и до голодных ли стариков тому же губернатору Конькову, когда в 2015-м промышленность в области провалилась в глубокую яму, и до сих пор в регионе сохраняется высокий уровень задолженности по зарплатам (под 40 миллионов рублей). А скандал начала 2016-го, когда Коньков, оптимизируя бюджет, подписав поправки в закон о детском питании, право на получение которого остались лишь за семьями с доходом на человека не больше 9,33 тысячи рублей в месяц ему до сих пор припоминают.
Да и весь прошедший год областную ивановскую администрацию трясло, как в лихорадке – бывший мэр Иваново, а позже вице-спикер облдумы Вячеслав Сверчков попадет под следствие по подозрению в получении взятки в 12 миллионов рублей. Следом по взятке в 5 «лямов» задерживают первого зампредседателя областного правительства Дмитрия Куликова. А еще раньше, в 2015-м, «взяли» другого зама Андрея Кабанова – но сам губернатор, работавший, как выяснилось, среди одних коррупционеров, вышел из истории белым и пушистым. Не знал, мол, что вокруг меня творится… Какие уж тут нищие старушки – пусть с ними следствие разбирается…
А ведь еще были обманутые дольщики, даже объявлявшие голодовку, поскольку, несмотря на то, что власть поставила вопрос на «карандаш», ситуация все равно не менялась. Были взрывы газа в жилых домах, было убийство главного «контролера» автоперевозок в регионе Евгения Хлопоши, потому, что власти не сумели или не захотели найти «золотую середину» среди монополии погибшего и бизнес-интересов других участников рынка перевозок. А до кучи очередной коррупционный скандал с участием чиновника – на этот раз вице-мэра областного центра Андрея Мельникова.
И вот когда на конец прошлого года ивановский губернатор в рейтинге влияния глав субъектов федераций занял 81 место из 85, стало понятно – скоро во «вторую лигу».
Так что, глядя на чехарду в местной власти, на многомиллионные взятки, казалось, ивановским следователям есть чем заниматься. Однако же, прихватили несчастную старушку за 630 рублей, не поленились потратить время на самое настоящее расследование, передачу дела в прокуратуру и на сам прямо-таки показательный суд. А кто что слышал, как идут дела главных здешних коррупционеров?
Живи бедно – но честно?
Ну, а если уж говорить о вышеупомянутых господах из Совета Федераций, посоветовавших осужденной Надежде Шакуровой не воровать, а найти работу – всем давно известно, насколько далеки сии господа от земных нужд простых россиян.
Председатель Приволжской коллегии адвокатов Алексей Дубов на этот счет пояснил: в деревне Федоровище, где проживет наша героиня, как и в тысячах подобных деревень, откуда люди помоложе бегут в поисках работы, трудоустроиться, да еще пожилому человеку, как минимум, проблематично.
Другое дело, совет найти работу бабушке дал никто иной, как Валерий Рязанский - Председатель комитета Совета Федерации по СОЦИАЛЬНОЙ политике и председатель общественной организации "Союз ПЕНСИОНЕРОВ России". То есть, человек, который и по долгу службы и по общественной линии напрямую отвечает за помощь пожилым людям.
При этом Рязанский посоветовал и остальным россиянам не нарушать закон даже в ситуации крайней нужды. "Есть люди, которые даже в этой ситуации не опускаются до воровства. В конце концов, попросят..." – заключил сенатор. По сути, вместо воровства предложил перейти на попрошайничество. Судя по количеству бабулек с протянутой рукой в наших переходах, на перекрестках и у магазинов, большинство нищих стариков на грани голодной смерти все-таки воровству предпочитают просить милостыню.
После того, как история с голодной пенсионеркой стала «хитом», пользователи соцсетей принялись чуть ли не «гуманитарку» для старушки собирать, на что узнавшие про помощь односельчане Надежды Шакуровой возмутились: почему только ей помощь? Так это всей деревне надо помощь присылать. Вернее, десяткам тысяч сел и деревень РФ, для которых «демократическая» быль от правящей верхушки стала балансированием между голодной смертью и преступлением.
Пример из истории
Кстати, еще раз про нашу фемиду, визуально действовавшую чисто по кодексу. Вернее, не про нее саму – а история для нее. На заметку, так сказать. Однажды известный еще в царской России адвокат Плевако защищал в суде старушку, укравшую чайник стоимость в 50 копеек. Позиция обвинения была почти такая же, что и в деле с Надеждой Шакуровой: все понимаем – нужда заставила, но частная собственность священна и неприкосновенна, без этого государство погибнет.
Адвокат не стал разводить длинную речь, сказал лишь, что «много бед и испытаний пришлось претерпеть России за ее более чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Москву брали, сжигали… Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… старушка украла чайник ценою в 50 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно».
Ту старушку оправдали, эту – нет. И не потому, что рядом с ней не было адвоката Плевако – простые и бедные люди для законов страны как были врагами в давние времена, так остались и сейчас. А то, что сенатор Рязанский, комментируя вдобавок и нищенскую бабулькину пенсию в 7300, развел руками – мол, насколько наработала – за такое языки надо…
Когда людей массово согнали в колхозы и совхозы – работайте за копейки, будут вам потом от государства все социальные льготы и гарантии. А теперь – сколько наработала… Ну, да – у нас же сейчас другая страна, мы за прошлую власть не в ответе… Тогда и людей, живших и работавших в ТОЙ стране, надо за граждан РФ не считать. А раз паспорта всем выдали – будьте добры сделать так, чтобы простой народ находился в добром здравии! Если судить по декларациям о доходах, часть «народа» действительно проживает в самом добром здравии… Подсказать географическое положение этой части народа? Будете на главной площади страны – посмотрите, откуда черные лимузины кортежем выезжают… Вон там – за этими чугунными воротами… Или в иных местах, «жильцы» которых имеют возможность в эти ворота въезжать, входить, вползать. Примеры?
- Доходы членов правления РЖД в 2016 году выросли на 43%.
- Правление «Роснефти» выплатило себе 3,7 миллиарда рублей премий на фоне падения прибыли в два раза.
- Правление Сбербанка выплатило себе почти 3 миллиарда рублей одних только премий.
И все это на фоне отказа правительства ограничить зарплаты топ-менеджеров госкорпораций.
Кто последний за помойку?
Саратовский блогер и краевед Денис Жабкин сделал то, что все мы и так знаем и видим ежедневно, но предпочитаем молчать – он запечатлел местных жительниц, роющихся в мусорном контейнере, куда только что близлежащий продовольственный супермаркет выкинул просроченный хлеб.
На фоне правительственных «страна вышла из кризиса», «благосостояние россиян неуклонно растет» и прочих хвалебных лозунгов, толкание людей локтями друг друга за лишнюю на помойку выброшенную буханку комментариев не требует. Лишь нелитературные эпитеты в сторону всех этих кремлевских «выдумщиков».
Денис так же рассказывает о других местах в городе, где люди, уже зная, когда магазины выбрасывают просрочку на мусорку, приходят заранее, занимают очередь – с сумками, корзинками, даже тележками…
Все правда. Есть такое. Но только Саратов ничуть не хуже других городов – подобное есть абсолютно везде. Не поверите – даже в «благополучной» Москве. Не в центре на виду, конечно – но присмотритесь к тому, что обычно не замечаете за своими собственными заботами – во дворах многоэтажек, где расположены мусорные контейнеры, особенно вблизи продуктовых магазинов, в баках постоянно роются люди – и когда кто-то из них выпрямляется, можно заметить, что это не какой-то спившийся бомж, а простенько одетый, но обычный старичок. Или старушка. Или молодая еще женщина, у которой «семеро по лавкам» - она преодолела в себе гордость с той мыслью, что ту же просрочку частенько в магазинах по тихому продают. Но то за деньги – а здесь то же самое, но бесплатно. А детям есть надо.
Многие согнулись, отбросили гордость… Это в советской сказке было жить непросто, но весело. А сегодняшняя быль места для веселья не оставила. И чем дальше, тем невеселей. По данным Росстата, реальные располагаемые доходы россиян в конце 2016 года сократились по сравнению с декабрем предыдущего года на 6,1%. По сравнению с 2015 годом темпы сокращения доходов ускорились более чем на 84%. По сути вдвое. Реальные доходы россиян неизменно сокращаются на протяжении последних трех лет, а за последние 26 месяцев статистики ни разу не зафиксировали не то, что мало-мальски месячного прироста – даже хотя бы остановки на месте у падения доходов не было.
Эксперты отмечают - что в 2016 году трудности с покупкой продуктов или одежды испытывал 41% россиян, но большинство из них собственное материальное положение плохим или очень плохим не считал.
В то же время вице-премьер Ольга Голодец в середине декабря 2016 года предупредила, что официальная статистика сильно недооценивает число бедняков и тех, кто сам себя считает бедным.
А значит 41% - цифра, далекая от реальности. Согласно данным Росстата, в январе-сентябре 2016 года за чертой бедности проживали 20,3 миллиона россиян, что составляет почти 14% населения страны.
А если прислушаться к госпоже Голодец и не верить и этим цифрам, значит, в нищете живут до четверти россиян.
Как назвать такую ситуацию? Если верить словам президента РФ – это… «нехорошо».
Люди от голода воровать идут, ни разу до этого чужого не взяв, вчерашние учителя, врачи, почтальоны, колхозники, ставшие нищи пенсионерами, по помойкам роются – и это так - нехорошо. То есть, в принципе, хорошо – но не совсем.
Но все-таки есть короткий и звучный синоним эту президентскому слову – начинается на букву «икс», да боюсь редактор не пропустит этот синоним. Но мы русские люди – все до единого понимаем его. И вот вопрос ко всем нам – если все у нас так… нехорошо, что же мы снова и снова на одни и те же теплые места выбираем одних и тех же… людей?