Россия безавтобусная
Челябинская область движется к транспортному коллапсу. В городах отменяют движение автобусов

Общественный транспорт становится очередной глобальной проблемой страны. Его выживание – не громкая фраза, а суровая реалия нашей жизни. Тотальное вмешательство государства в деятельность перевозчиков приводит к убыточности и остановке бизнеса. Не спасают ни высокие цены на проезд, ни новые концепции развития транспорта, ни борьба с перевозчиками-нелегалами.
Наше издание постоянно обращается к теме городских перевозок. Но если, например, в Москве администрация города взяла курс на вытеснение с дорог экологически чистого и недорогого в эксплуатации троллейбуса, а в Белгороде местные власти выживают частных перевозчиков силовыми методами (об этом мы расскажем в скором времени), то на Урале ситуация другая.
Как сообщают сегодня уральские СМИ, в городе Карабаш (Челябинская область) автобусное движение приостановлено на неопределенный срок. В этом городе работает единственный перевозчик, ООО «СпецТрансАвто». Его владельцы добровольно уходят из бизнеса. Причина – сплошные убытки.
Городские власти явно не готовы к решению проблемы. Более того, всю ответственность они пытаются спихнуть на перевозчика. Спикер горсобрания называет действия перевозчика шантажом, обещая создать взамен «собственного перевозчика». Частник якобы не готов работать только потому, что за компанией усилился контроль, говорит он. Кроме того, в ООО «СпецТрансАвто» не предоставляют документы о реальных расходах, которые нужно компенсировать из бюджета.
Между тем, проблема пассажирских перевозок в небольших городах не нова и не меняется на протяжении многих лет. Они всегда убыточны, считает депутат горсобрания Карабаша Владимир Назарчук. Действительно, в городе, по данным последней переписи, проживает 14 000 человек, а если учесть проживающих постоянно, то наберется тысяч восемь. Получается примерно пассажиропоток 600-650 пассажиров в день при цене билета 15 рублей. Работать в таких условиях нерентабельно.
При этом горадминистрация не спешит компенсировать расходы перевозчика. На поверхности лежат два варианта решения: либо поднимать цены на проезд, либо дотировать предприятие из местного бюджета. Однако делать последнее чиновники явно не спешат – обещание «решить вопрос» в компании слышат уже 3 месяца. Никаких предложений со стороны администрации Карабаша нам не поступало, говорят в компании.
На самом деле тревожная ситуация не только в Карабаше, а вообще во всей Челябинской области, в том числе и в областном центре. И здесь наличие городских, муниципальных компаний, которые перманентно повышают тарифы на проезд, вопроса не решает. Так, в ноябре 2015 года цена билетов в трамваях, троллейбусах и автобусах выросла с 15 до 20 рублей и сравнялась с ценой поездки на маршрутном такси. Впрочем, даже такого подорожания оказалось недостаточно для того, чтобы выровнять экономику транспортных МУПов. Эксперты считают, что для безубыточной работы необходимо повысить стоимость проезда до 29 рублей (при себестоимости 23 рубля).
Городские власти вынуждены признать свое бессилие, но позиций не сдают и на принятие принципиально новых мер не соглашаются. Так, вице-спикер городской думы Челябинска Мительман заявил, что после подорожания проезда ситуация не изменилась, а скорее усугубилась. В общественном транспорте стали ездить меньше, предпочитая автобусам и трамваям маршрутные такси за те же деньги. Однако когда депутаты подняли вопрос об отстранении от должности начальника транспортного управления администрации Челябинска Олега Козлова, за него вступились глава города Евгений Тефтелев и председатель гордумы Станислав Мошаров. Но денег на транспорт нет: «на второе полугодие денег на компенсацию у меня и у депутатов нет», заявил Евгений Тефтелев на заседании городской думы 29 марта.
С транспортными проблемами города в Челябинские борются давно и безуспешно. Сначала власти, видимо, ориентируясь еще на тюменский опыт Сергея Собянина, до минимума урезали количество троллейбусных маршрутов и продали землю под троллейбусным депо. Затем они усиленно выводили рынок маршрутных перевозок «из тени», обязав пассажиров брать при поездках билетики. Затем пытались бороться с «черной кассой», обязав установить терминалы безналичной оплаты. Однако перевозчики отказались, заявив, что такие новации им не по карману. Кстати, эксперимент с внедрение терминалов на маршрутках, дублирующих городские автобусы, провалился и в Москве, показав свою полную экономическую несостоятельность.
Но кризисная ситуация с общественным транспортом складывается и в других городах региона. К примеру, в Миассе троллейбусы периодически корректируют график движения, чтобы экономить бюджетные деньги: вечером транспорт ходит реже (иногда и раз в час). В конце февраля в СМИ проходила информация о забастовке работников миасского МУП «Управление пассажирских перевозок». Год назад в Златоусте судебные приставы арестовали за долги по налогам 22 трамвая.
По мнению депутата Челябинской городской думы Константина Нациевского, «у сотрудников администрации как не было, так и нет конкретного плана действий». По мнению экспертов, проблемы общественного транспорта в областном центре уходят корнями в тот период, когда городом руководили Михаил Юревич и Сергей Давыдов. Именно тогда зарождались системные ошибки, которые сейчас привели к полноценному кризису.
Странно, что сих пор на тему общественного транспорта не обратили внимания ни представители политических партий, ни активисты ОНФ, ни губернатор региона Борис Дубровский. Победа «Магнитки» в Кубке Гагарина вещь, конечно, хорошая, но общественный транспорт – глобальный вопрос, влияющий на социальные и политические настроения в обществе. А социальных «хвостов» у Дубровского много. Чего стоит одно ветхое жилье, объемы которого растут с каждым годом. При этом есть дома, которые признаны аварийными, но отчего в программу переселения до 2017 года не попали. А это 13 000 кв м. Продолжает расти число домов, которые признаны аварийными после 1 января 2012 года. Только в Челябинске его объем вдвое превысил показатели, которые в городе расселяли по программе до 2017 года. С учетом стоимости квадратного метра жилья в Челябинске построить новые квартиры для переселенцев на эти средства проблематично, признаются чиновники.
В соседнем Копейске нужно расселить 734 аварийных дома. На это нужно 4,6 млрд рублей. Финансирования в таком объеме просто нет, говорит глава Копейска Вячеслав Истомин. В качестве временной меры жильцам ветхих домов предлагают переехать в так называемый маневренный фонд. Но условия здесь далеки от человеческих: например, если у вас была комната в бараке 30 метров, то в общежитии (как правило, они и составляют этот фонд) вам предложат…12 квадратов. Жители отказываются от такого переезда – они просто боятся, что останутся в этих коморках до конца жизни.
Интересно, а пробовал ли Борис Дубровский пожить на 12 метрах?