Адоньев + Чемезов = ?
Владелец «Скартела» предоставляет главе ГК «Ростех» услуги своих оффшорных компаний
В последние дни в сети появилась масса материалов, посвященных сомнительным махинациям в ГК «Ростех» Сергея Чемезова. Поводом для повышенного внимания стал очередной скандал вокруг структур, которые связывают с его именем. Речь идет об аресте директора ФГУП «Рособоронстандарт» Станислава Шепетило, чье ведомство подчиняется главе Минпромторга Мантурову, которого считают человеком Чемезова. Кроме Шепетило также арестован директор по развитию петербургского ООО «Оборонно-промышленный консалтинг» Игорь Филатов – оба по обвинению в хищении 16 млн рублей.
Случай с «Рособоронстандартом» и заставил журналистов вспомнить не только тщательно скрываемые «конфузы» проектов г-на Чемезова, но и тех людей, которые на протяжении многих лет помогают ему реализовывать разные проекты. Среди них на первом месте по упоминаемости стоит имя Сергея Адоньева. «Проходимец международного уровня», «американский уголовник», «осведомитель американских спецслужб» - не стесняется в эпитетах в его адрес www.rospres.com.
Что же известно об этом человеке? Да крайне мало. Родился в 1961 году во Львове. Окончил Ленинградский политех. Бизнесмен и предприниматель. О перипетиях его биографии, помимо бизнеса, СМИ особо не пишут. Видимо, фигуранту есть что скрывать. Да и деловая активность г-на Адоньева высвечена весьма пунктирно. С 1993 по 2001 год вместе с Владимиром Кехманом и Борисом Кацибиным занимался импортом фруктов и сахара. Торговля шла в рамках специально организованной компании «Олби-джаз», подразделения скандально известного в начале 90-х «Олби-дипломат». Позднее, в ноябре 1997 года Прокуратурой г. Москвы буде даже возбуждено уголовное дело в отношении руководства АООТ «Олби-Дипломат» по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 147 УК РСФСР (мошенничество). Закончится оно ничем – пострадавшие вкладчики ничего не получат. А в марте 2003 года уголовное дело тихо прекратят за отсутствием состава преступления.
Правда, первый бизнес-опыт Сергей Адоньев опробовал на собственных коллегах. Еще работая в Политехе преподавателем сопромата, он закупил несколько компьютеров на собственную кафедру. После компьютеров будет и одежда, и кедровые орехи, и лес, и многое другое. Позже появится и сахар – к тому моменту Сергей Адоньев вместе со своим партнером Олегом Поповым уже зарегистрирует в США компанию MCW Enterprises. Именно через нее работник государственного Росоптпродторга Владимир Кехман будет закупать сахар. Деньги текли рекой – 20% годового потребления сахара Санкт-Петербургом(!) было за тандемом Кехман-Адоньев.
На рубеже столетий пути партнеров разошлись. Владелец «Олби» Олег Бойко занялся игорным бизнесом, создал крупнейшую в России сеть казино и игорных салонов Ritzio Entertainment, Владимир Кехман продолжал импортировать фрукты через свою компанию JFC (к примеру, в 2010 году ее выручка составила 21,8 млрд рублей). Сергей Адоньев же оказался в американской тюрьме.
Дело было, как сообщают СМИ, так. В списки злоумышленников, разыскиваемых Интерполом, он попал в 1995 году по ордеру из Генпрокуратуры Казахстана. В республике расследовали громкое дело против министра торговли, его заместителя и помощника президента. «Суд выяснил, что, обещав поставить в Казахстан 25 тыс тонн сахара из-за океана, тогда еще далёкий от высокой электроники коммерсант собрал с доверчивых детей степей $4 млн. После чего купил в самом же Казахстане 1 тыс тонн сахара, обналичил всю сумму через свои счета в американских банках и убыл в Калифорнию. Ни остальных 24 тыс тонн, ни возврата миллионов казахи так и не дождались», пишет по этому поводу интернет-газета «Век», ссылаясь на материалы www. rospres.com.
Адоньева арестовали в аэропорту Дюссельдорфа и отправили в Лос-Анджелес. По данным журнала Forbes, американские правоохранители обнаружили, что зарегистрированная в Соединенных Штатах компания MCW Enterprises нарушает введенный еще в 1960 году запрет на торговлю с кастровской Кубой. В совокупности предъявленное Адоньеву обвинение в нарушении эмбарго, отмывании денег, мошенничестве с использованием электронных средств коммуникации и прочем тянуло на 127 лет тюрьмы. Впрочем, строгость американских законов в немалой степени облегчается возможностью обойти их с помощью квалифицированных юристов: адвокаты предложили ему признать часть обвинений, чтобы получить минимальный срок. Дачу взяток Адоньев так и не признал, но в части предъявленного ему судом сознался. По мнению «Века», малый срок, который он получил по приговору суда, можно объяснить возможным сотрудничеством с ФБР, в том числе и по теме наркотрафика.
После выхода в 1999 году из тюрьмы и запрета на въезд в США, Сергей Адоньев с торговым бизнесом, ем не менее распрощался. Полученные средства он вложил в лесной и девелоперский бизнес (петербургскую компанию «Пулково-эстейт») и начал осторожно исследовать возможности бизнеса в области телекоммуникаций. Тогда же он познакомился с Денисом Свердловым, молодым IT-менеджером. Пробиться на перспективный рынок телекоммуникаций без высокого покровителя было невозможно. Т Бывший американский зэка Адоньев вышел на Сергея Чемезова и представил ему новы проект в рамках компании «Скартел».
Кто и как познакомил его с главой «Ростехнологий» история благоразумно умалчивает. Сам Чемезов в интервью «Ведомостям» позднее рассказывал: «Я, честно говоря, подумал, что это из области фантастики, не очень верилось, что возможно что-либо сделать, но стал их поддерживать на всякий случай». Поддержка «на всякий случай» обошлась «Скартелу» в долю 25,1%, переданную госкорпорации. За сколько был куплены акции так и осталось неизвестным. Зато поддержка Чемезова позволила Адонину в марте 2011-го выстоять в борьбе за частоты. Ему удалось утереть нос даже МТС Евтушенкова. Адоньевская Yota продолжила триумфальное шествие.
На этом не объяснимое никакими рациональными причинами торжество нового проекта Сергея Адоньева не остановилось. При помощи Сергея Чемезова российские чиновники, начиная со второй половины прошлого года, начали в массовом порядке переходить с зарубежных смартфонов на адоньевский аппарат YotaPhon 2, пишет «Век». Было объявлено, что у нового телефона якобы есть два преимущества. Во-первых по качеству он ничуть не хуже, чем американские IPhon и iPad , но зато полностью отечественной разработки. Потому пользованием им патриотично и соответствует политике импортозамещения. Во-вторых, опять же потому, что YotaPhon 2 наш, российский, американские шпионы не смогут заставить изготовителей вставить в схемы и коды свои закладки, позволяющие прослушивать разговоры официальных лиц России. Правда, как соотносится с импортозамещением вкупе с нацбезопасностью то, что операционную систему Sailfish за 2,225 млрд руб на аппараты поставила «дочка» гонконгской компании Sailfish Holding Ltd, финская фирма Jolla, а собираются адоньевские изделия в иностранных Шанхае и Сингапуре – непонятно…
Некоторый свет на необъяснимо крепкую связь между господами Адоньевым и Чемезовым проливает следующее сообщение СМИ. В настоящее время «Ростех» реорганизует свою команду в горнорудных российско-монгольских совместных предприятиях «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет» (производство меди, молибденового концентрата, золота и серебра). Новым руководителем с российской стороны будет советник Чемезова, гендиректор ООО «РТ-Глобальные Ресурсы» Андрей Коробов. Как говорят, ранее он переоформил на оффшорные структуры Сергея Адоньева доли в практически каждом сырьевом проекте госкорпорации Чемезова. Так, принадлежащий Адоньеву кипрский оффшор Decerno Co Ltd приобрёл 24,9% ООО «Триарк Майнинг», специализирующегося на добыче редкоземельных металлов. Впрочем, это уже другая история.
P.S. На момент написания данного материала сайт www.rospres.com, разместивший за последние дни целый ряд статьей с упоминанием Сергея Адоньева, несколько часов был недоступен…