Юань опустили
Власти Китая установили рекордно низкий курс национальной валюты
Народный банк Китая понизил официальный курс юаня к доллару на рекордные за последние 20 лет 1,9% – до 6,2 юаня за «американца». По оценке аналитиков, эта мера направлена на поддержку экспортеров Поднебесной. В июле китайский экспорт упал на 8,3% из-за низкого спроса со стороны трех крупнейших торговых партнеров страны – Евросоюза, США и Японии. Ранее правительство обнародовало прогноз, согласно которому в 2015 году экономика КНР вырастет на 7%, что станет самым слабым показателем за последнюю четверть века.
По мнению Лу Дунляня, ведущего аналитика крупной госкомпании China Merchants, последний шаг китайского центробанка свидетельствует о недостаточной эффективности монетарной и фискальной политики. «Разового снижения обменного курса почти на 2% будет недостаточно, падение юаня к доллару составит 5%», – прогнозирует Лу Дунлянь.
«Удешевление юаня будет способствовать оттоку капитала из страны, особенно с учетом грядущего ужесточения монетарной политики Федеральной резервной системы США», – полагает Пэй Чанхунь из Института экономики при Китайской академии общественных наук.
С начала года Китай снизил экспорт в страны ЕС на 2,5%, в Японию – на 10,5%. Внешнеторговый дефицит достиг 43 млрд. долларов. По данным официальной статистики, инфляция в июле ускорилась с 1,4 до 1,6% в годовом выражении.
В целом же в 2015 году вторая по величине экономика мира подверглась нешуточным испытаниям. Замедление роста торговли, инвестиций и внутреннего спроса усугубилось охлаждением в секторе недвижимости, дефляционным давлением и обвалом фондового рынка. Похоже, Народный банк КНР сполна осознал опасность, которая исходит от этих процессов. Для поддержания экономики он испробовал уже практически все меры, кроме девальвации юаня. И вот сейчас решился на столь радикальный шаг, явно направленный на восстановление конкурентоспособности.
Между тем потенциальные убытки инвесторов могут быть огромными, поскольку юань, курсом которого в большей степени управляют власти в Пекине, а не рынок, до сих пор считался одной из самых стабильных мировых валют. Для пары доллар/юань критичен курс 6,15–6,20, отмечают аналитики инвестхолдинга Morgan Stanley. По их оценкам, над корпоративным сектором Китая, который уже испытывает огромную нагрузку из-за большого долга, нависает новая угроза. Растет риск невозврата кредитов, в том числе в теневом секторе. И одним из главных вопросов остается реакция на решение о девальвации юаня Банка Японии и Банка Кореи. Они, чтобы защитить свои валюты, вынуждены будут отвечать, и их ответ вполне может спровоцировать новый шторм на глобальном финансовом рынке.
Между тем крайне негативно отреагировал на новый курс юаня сырьевой рынок. Его участники убеждены: слабый юань делает товары для китайских покупателей более дорогими, а значит, и спрос будет снижаться. Мало того, если рост экономики КНР будет замедляться и дальше, это, как полагают в Morgan Stanley, приведет к падению темпов роста мирового ВВП на 2%. В Европе сильнее прочих пострадает Германия – вследствие более тесных связей с КНР в области торговли и прямых инвестиций.
Косвенно ситуация в китайской экономике может затронуть и Россию, повлияв на нефтяные котировки. Китай – второй на планете после США потребитель «черного золота», и последние годы именно за счет его растущих потребностей обеспечивался рост мирового спроса на нефть.
К тому же для нашей страны Поднебесная – первый торговый партнер по товарообороту: в 2014 году его объем превысил 90 млрд. долларов. Правда, в первом квартале этого года двусторонний товарооборот уменьшился на 28,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Основная задача Китая на ближайшие годы заключается в том, чтобы нащупать новую модель роста за счет внутреннего спроса, – сказал профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций ВШЭ Александр Абрамов. – Такой «экспортной халявы», как было в прошедшее десятилетие, уже не будет. Китай столкнется с проблемой «токсичных» активов, которая, как показывает опыт Японии и Южной Кореи, может обернуться длительной стагнацией».
Главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик со своей стороны заметил в комментарии для «НИ», что ослабление юаня чревато нарастанием инфляционных процессов в развивающихся странах. «Для поддержания своей конкурентоспособности они могут прибегнуть к девальвации своих валют. Такой сценарий негативно отразится и на мировом спросе, и на мировом экономическом росте. Понятно, что у Китая велик запас прочности, и резервов хватает, однако есть опасения относительно того, насколько успешно Пекин справится с оттоком капитала, с давлением со стороны финансовых рынков», – сказал эксперт.