Футбол в убыток
Российские клубы на финансовом поле играют не по правилам
Недавно Европейский союз футбольных ассоциаций (УЕФА) принял решение несколько смягчить правила так называемого финансового «фэйр-плей», которые обязывают клубы сбалансированно расходовать денежные средства с тем, чтобы размер убытков хотя бы относительно соответствовал уровню доходов. Однако московское «Динамо», чуть ранее исключенное из числа участников Лиги Европы-2015/16 за нарушения финансового регламента УЕФА, вряд ли бы вписалось даже в его новый формат. Да и другие наши команды имеют проблемы большой убыточности.
Финансовые правила «честной игры» были введены в сезоне-2011/12 по инициативе президента УЕФА Мишеля Платини, который решил, что пришла пора ограничить расходы футбольных клубов пропорционально доходам и в конечном счете привести их к безубыточности. Реформа Платини в первую очередь была направлена против бурной деятельности так называемых футбольных «нуворишей» вроде английского «Манчестер Сити» и французского «Пари Сен-Жермен».
В середине 2000-х годов ряд европейских команд-середняков скупили богатеи преимущественно из стран Ближнего Востока и стали тратить колоссальные средства, до предела разогрев мировой трансферный рынок. В результате довольно скоро цены на игроков достигли безумных величин. Известно также, что сильнейшее впечатление на Платини произвела история со скромным английским «Портсмутом», долги которого в какой-то момент перевалили за 170 млн. евро.
Все клубы Европы были оценены по степени риска с учетом их реальных доходов, после чего включился механизм наведения финансового порядка. Под маховик репрессий уже успели попасть несколько десятков команд из разных стран, причем если те же «МС» с «ПСЖ» пока отделывались солидными штрафами, то были и те, кого исключили из числа участников Лиги Европы и Лиги чемпионов. Пострадали представители самых разных чемпионатов – от Греции и Сербии до Испании.
В каждом сезоне УЕФА составляет «черный список», в который заносятся клубы, балансирующие на грани дисквалификации. В первый же год работы финансового «фэйр-плей» под жернова едва не угодил и лондонский «Челси», который «вышел из тени» после того, как его приобрел российский миллиардер Роман Абрамович. Только в рамках одного летнего трансферного «окна» синие потратили 100 млн. евро. Любопытно, что на первых порах деятельность комиссии УЕФА по финансовому контролю курировал опытный политик, премьер-министр Бельгии в 1990-х годах Жан-Люк Дехане. Год назад он скоропостижно скончался.
Первой российской ласточкой, попавшейся на крючок Платини, был «Рубин». Это сейчас казанцы стараются жить по средствам, а бывало, сорили деньгами. Апофеозом серии дорогих, но малоэффективных покупок стал трансфер бразильца Карлоса Эдуардо за 20 млн. евро в 2010 году. Кончилось тем, что УЕФА заморозил выплату премиальных «Рубину» за участие в евросезоне-2012/13.
Причем однажды проштрафившихся теперь берут под негласное наблюдение. По итогам еврокубков-2013/14 «Рубин» наказали уже сильнее, оштрафовав на 6 млн. евро и обязав не увеличивать зарплатную ведомость в 2015 и 2016 годах. При этом в текущем году убытки клуба не должны превысить 30 млн. евро, а в следующем дефицит бюджета уже должен быть ликвидирован. По словам наставника «Рубина» Рината Билялетдинова, команда ходит по краю пропасти и не может позволить себе качественно усилиться в летний период. А ведь именно казанцы по иронии судьбы заменили дисквалифицированное «Динамо» в Лиге Европы. При этом за «прошлые грехи» рубиновцы смогут заявить на турнир не 25 игроков, как все, а 21.
За нарушения финансового «фэйр-плей» подвергался штрафу в 2 млн. евро махачкалинский «Анжи». Чуть позже санкции применили к санкт-петербургскому «Зениту». Его штрафанули аж на 12 млн. евро. Правда, питерский клуб, как и «Рубин» с «Анжи», может рассчитывать на возврат половины штрафа в случае, если будет хорошо себя вести в течение ближайших лет.
Что характерно, Российский футбольный союз и Российская футбольная премьер-лига доводили до клубов финансовые требования УЕФА и призыв этой организации «жить по средствам». Но многие хотят жить «красиво». В итоге в мае был наказан «Краснодар», которому запрещено на протяжении двух трансферных периодов заявлять в еврокубки купленных футболистов. В ответ «быки» чуть ли не демонстративно пропустили в Лигу чемпионов ЦСКА и довольствовались Лигой Европы. При этом на арендованных игроков и находящихся в статусе свободных агентов этот запрет не распространяется. По мнению владельца «Краснодара», миллиардера Сергея Галицкого, УЕФА накладывает на российские команды слишком тяжелое бремя, мешающее нашему футболу стать конкурентоспособным на европейской арене. Тем не менее южане были оштрафованы на 4 млн. евро (из них 3 млн. условно).
Нарушил финансовый «фэйр-плей» и «Локомотив» – на 5 млн. евро (3,5 млн. условно). И это еще УЕФА заключил с москвичами и краснодарцами мировое соглашение, обязав их до окончания сезона-2017/18 добиться безубыточности. Очередной финансовый период, завершающийся в 2015 году, они обещали закончить с максимальным дефицитом в 20 млн. евро, а следующий (в 2016-м) – в 10 млн. Заявка обоих клубов на Лигу Европы-2015/16, кстати, сокращена с 25 до 22 игроков.
Даже скромный «Ростов», ненадолго засветившийся в еврокубках в прошедшем сезоне, и тот не вписался в рамки финансового регламента УЕФА. Дончане заплатят штраф в 200 тыс. евро, а к 2016 году им как-то надо исхитриться и оказаться безубыточными. Но возможно ли такое в нашем футболе, в котором расходуются миллиарды долларов, а зарабатываются в общем-то ничтожные по европейским меркам деньги?
Ярчайший пример – «Динамо». В период с 2012 по 2014 год дефицит бюджета столичного клуба составил 257 млн. евро! Это просто ни в какие ворота не лезет, посчитали в УЕФА и исключили бело-голубых из Лиги Европы. Действительно, уж очень резко разошлось «Динамо» с политикой этой организации. Генеральный секретарь УЕФА Джанни Инфантино объявил, что благодаря введению правил финансового «фэйр-плей» убытки европейских футбольных клубов за последние три года сократились с 1,7 млрд. евро до чуть более 400 млн., а тут такое динамо. Слишком дорого обходится Александр Кокорин не только российскому футболу, но и УЕФА. Сейчас бело-голубые представили в Ньон, где находится штаб-квартира союза, свою программу оптимизации бюджета. Согласно этому документу в будущем клуб обязуется не платить игрокам больше 2 млн. евро в год и не покупать исполнителей моложе 26 лет за сумму, превышающую 6 млн. евро. Конец «кокоринщине».
Хотя у финансового «фэйр-плей» хватает и принципиальных противников. Его отмены несколько лет тщетно добивался знаменитый спортивный юрист Жан-Луи Дюпон, который в 1990-е помог бельгийцу Жан-Марку Босману совершить настоящую футбольную революцию, полностью изменив трансферную систему. Критики закона Платини полагают, что требование УЕФА о безубыточности клубов приведет к многочисленным проблемам, как то: ограничение на инвестиции; уменьшение числа сделок купли-продажи; негативное влияние на доходы агентов; невозможность подняться наверх для команд средней руки и так далее. Дескать, «правило безубыточности» нарушает фундаментальные нормы Европейского союза – свободу перемещения капитала, рабочей силы и услуг. «Истинный замысел УЕФА заключается в получении контроля над клубными бюджетами», – убежден Дюпон.
«Чтобы финансовый «фэйр-плей» был справедливым, каждый клуб должен иметь возможность тратить столько же, сколько «Манчестер Юнайтед», – считает еще один известный критик финансовой реформы Платини, английский тренер Харри Реднапп. – Пусть команды тратят, скажем, не более 30 миллионов фунтов в год и доукомплектовываются игроками молодежной команды. А то в Англии семь клубов находятся просто на другой планете по сравнению с остальными».
В то же время коллега Реднаппа по цеху знаменитый португалец Жозе Моуринью, напротив, считает, что за нарушение финансового «фэйр-плей» нужно наказывать еще строже и не бояться снимать очки. Как ни удивительно это слышать от наставника традиционно проблемного «Челси», но он называет штрафные меры Платини недостаточно жесткими. Но УЕФА на днях не ужесточил, а смягчил требования к клубам по убыточности. Скажем, расходы на развитие женского и детско-юношеского футбола не будут считаться убытками. Также планируется учитывать конъюнктурные экономические условия, в которых функционируют клубы, – например, общемировой кризис или проблемы регионального рынка.