Правозащитники ставят на националистов?
Уже почти доказано, что за убийством адвоката Станислава Маркелова стояли люди, напрямую связанные с ультраправыми группировками. Судя по данным прессы, главным мотивом для совершения преступления стала профессиональная деятельность адвоката, в разное время защищавшего интересы антифашистов, жителей Чеченской республики, выходцев из стран бывшего СССР.
Напомним, адвоката Станислава Маркелова и журналистку "Новой газеты" Анастасию Бабурову застрелили 19 января 2009 года в Москве недалеко от станции метро "Кропоткинская". Убийство известного "защитника антифашистов" средь бела дня вызвало широкий общественный резонанс - в Москве прошли несколько акций, инициированные правозащитниками. Причем заметны в этих шествиях и митингах были не только правозащитники, но и радикально настроенные антифашисты. Что их объединяло, так это лозунг "Фашисты убивают, власть покрывает"...
На прошлой неделе были задержаны предполагаемые убийцы - сначала, во вторник, взяли 24-летнюю Евгению Хасис, а сутки спустя - 29-летнего Никиту Тихонова. Им было предъявлено обвинение по пунктам "а" и "ж" части 2 статьи 105 УК РФ (убийство). Стоит отметить, что обвиняемый в убийстве Тихонов уже дал показания и признал свою вину в совершении преступления.
По делу об убийстве Маркелова один из лидеров националистической организации "Русский образ" Илья Горячев был доставлен в правоохранительные органы для дознания. У него дома прошли обыски. Горячев и Тихонов являются друзьями и одними из основателей "Русского образа".
Напомним, что совсем недавно в Москве завершился другой, не менее громкий процесс, в котором главными действующими лицами также выступали неонацисты. В конце сентября Мосгорсуд приговорил участников националистической группировки, покушавшейся на убийства иностранцев, к лишению свободы на сроки от 5 до 10 лет. Следствие установило, что весной прошлого года обвиняемые в Москве совершили четыре покушения на граждан Китая, Киргизии и Узбекистана.
Между тем, в минувшем октябре большой общественный резонанс получила история с попыткой создания при Общественном совете ГУВД Москвы молодежной секции, в которую должны были войти представители таких одиозных организаций, как Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) и "Славянский союз".
Напомним, что один из негласных лидеров ДПНИ Александр Поткин (псевдоним Белов) в мае этого года был приговорен к 1,5 годам лишения свободы условно за разжигание межнациональной розни.
В число кандидатов для участия в работе молодежной секции при Общественном совете ГУВД также попал известный своими откровенно антисемитскими высказываниями, адвокат нацистов, представитель одного из самых радикальных националистических движений страны - "Славянского союза" - Дмитрий Бахарев.
По некоторым данным, идею создания секции лоббировала Элла Памфилова, председатель совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Причем список кандидатов был согласован как раз с участием правозащитников, входящими в Общественный Совет при ГУВД и, в частности, с главой Московской Хельсинкской группы Людмилой Алексеевой. По ее словам, правозащитники давно уже доказывали необходимость создания молодежного органа и включения в него представителей "проблемных" группировок.
Между тем, Людмила Алексеева после убийства Маркелова и Бабуровой едва ли не громче всех требовала скорейшей поимки и наказания убийц Станислава Маркелова. Она же возглавила февральское шествие памяти адвоката, которое прошло под лозунгами "Власти покрывают убийц" и "Государство - главный террорист".
И как это, скажите, понимать? Выходит, что с одной стороны, правозащитники кричат о всплеске национализма, проводят марши протеста протии ксенофобии, устраивают в память о погибших от рук неонацистов митинги. А с другой – открыто покровительствуют представителям ультраправых движений. Получается довольно странная, если даже не сказать, абсурдная ситуация.
Тем не менее, сами правозащитники ничего странного в этом не находят. "Послушайте, человек говорит: женщины вероломные. Он знает, что есть женщины вероломные, но это не значит, что он с женщинами вообще не общается, не целуется и сразу выскакивает из автобуса, как только их увидит, - говорит в этой связи входящий в Общественный совет при ГУВД Москвы правозащитник Андрей Бабушкин. - Эти обобщения не охватывают всех. Речь же шла не о том, что некие националисты собрались вместе и решили, кого мы убьем – Маркелова и Бабурову, а потом Бабушкина и Алексееву. Речь идет о наиболее агрессивных группах националистов".
"Почему-то все допускают ошибку и называют молодежную секцию при Общественном совете при ГУВД "Общественным советом при ГУВД". Это рабочий орган, - оправдывается правозащитник. - Между общественным советом при ГУВД и молодежной секцией при этом же общественном совете разница такая же, как между пионервожатой и директором школы. Это разные весовые категории".
По словам Бабушкина, речь шла лишь о том, чтобы привлечь к сотрудничеству наиболее вменяемых националистов, которые, по мнению членов Совета, способны влиять на своих коллег с тем, чтобы подобных преступлений больше не произошло. "И политика ГУВД в отношении националистов, я считаю, дает свои плоды, - уверен Андрей Бабушкин. - Мы впервые увидели "Русский марш" с минимальным уровнем насилия. Поэтому весьма разумно, что ГУВД пытается не силовыми, а интеллектуальными способами бороться с этим явлением".
Между тем, точку зрения Андрея Бабушкина не разделяет известная правозащитница Светлана Ганнушкина. По ее мнению, привлекать в Общественный совет националистов было бы не правильно. Однако она уверена, что с "проблемной" молодежью работать все-таки необходимо. "Контактировать с ними - не могу сказать – сотрудничать, - но контактировать с ними необходимо, потому что нельзя отдавать молодежь на откуп таких, как Белов (Александр Поткин, лидер ДПНИ – прим.ред.) или Севастьянов (Александр Севастьянов, сопредседатель Национально-державной партии России)", - говорит Светлана Ганнушкина.