Бразилия и Россия поменялись статусом
Команда Владимира Алекно обыграла фаворитов Олимпиады
Вчера мужская волейбольная сборная России превратилась из просто одного из фаворитов Олимпийских игр в фаворита самого главного. Сделала им нашу команду победа со счетом 3:1 над фаворитами прежними — бразильцами.
Это была уже третья в трех сыгранных матчах победа сборной России на нынешней Олимпиаде. Но ее значение было куда выше, чем значение побед в матчах с сербами и немцами. Все-таки именно бразильская команда на протяжении последних пяти лет была эталоном в мужском волейболе. И именно она, не проигрывавшая никаких турниров с 2002 года, еще недавно казалась обреченной завоевать пекинское золото. Первые сомнения в том, что это так, появились, когда в конце июля в домашнем финальном турнире Мировой лиги в Рио-де-Жанейро бразильцы в полуфинале проиграли американцам, а в матче за третье место — россиянам. Вчера сомнения эти стали совсем явными, потому что Бразилия была бита на Олимпиаде, а не в турнире, который, пусть проходил у нее дома, для всех участников являлся, по сути, разминкой перед Пекином и не обязывал выкладываться на полную.
По превратившемуся к нынешнему году в традиционный для матчей этих двух сборных сюжету они играли лишь в стартовой партии. Вроде бы у россиян были шансы, вроде бы временами они выглядели ничуть не хуже. Но после второго технического тайм-аута отпустили соперника — и больше достать так и не смогли. Традиционный сюжет российско-бразильских противостояний предполагал, что дальше упустившая свои шансы сборная России развалится, лихорадочный поиск тренером Владимиром Алекно новых вариантов состава ни к чему не приведет. Так было всегда.
Вчера все было совершенно иначе. Российская сборная пережила неудачу фантастически спокойно, а молодой диагональный Максим Михайлов, заменивший провалившегося в начале встречи Семена Полтавского, моментально, как это случалось во всех последних матчах, вошел в игру. Ее не выбило из колеи даже то обстоятельство, что, кажется, здорово разозлившиеся после желтой карточки, которую судья показал Густаво, бразильцы умудрились быстро "сожрать" пятиочковое отставание во втором сете и добиться концовки. Они — с их-то опытом — более или менее благоприятные концовки, как правило, не проигрывают. Эту проиграли: при счете 22:22 невероятно тяжелый мяч спас либеро Алексей Вербов, а при 25:24 в пользу россиян Алексей Кулешов заблокировал Андре Насименту.
Но это был еще не самый страшный наш удар по бразильской психике. Самый страшный состоялся в следующей партии, в которой ко второму техническому тайм-ауту бразильцы вели 16:11. Такое отставание отыграть было вроде бы нереально. Россияне — во многом благодаря двойной замене Алекно, отправившего спасать ситуацию Семена Полтавского с Вадимом Хамтуцких,— отыграли. Отыграли и четыре сетбола на длиннющем "балансе", завершавшем фантастическую по сюжету партию. Надежность наших волейболистов Алексея Вербова, Юрия Бережко, особенно Александр Косарева поражала.
Косарев набрал очередной уверенной атакой предпоследнее, 30-е, российское очко. Последнее — 31-е — набрал Михайлов, блоком закрывший Данте Амарала.
Из шокового состояния непобедимая Бразилия не вышла. Никогда не приходилось видеть ее волейболистов в таком состоянии, в каком они находились в четвертом сете. Борьба шла меньше половины партии. А потом понявшие, что россияне не собираются дарить им очки, бразильцы "поплыли" так, как "плывут" полностью осознающие свое бессилие перед чужой мощью команды. Андре Насименту дважды подряд залез под российский блок и был усажен тренером Бернарду Резенде на скамейку — великолепный диагональный стал бесполезным элементом. Вскоре за ним последовал знаменитый Данте — на площадку пришлось выходить недолечившему травму плеча бразильскому лидеру Жибе. Только чем он мог помочь?
Россияне Максим Михайлов, Юрий Бережко, Александр Косарев добивали бразильцев жестоко. Всеми возможными способами — силовыми атаками и обманными ударами, блоком и аккуратной защитой. Бернарду Резенде потом говорил, что его потрясла игра российской сборной абсолютно во всех аспектах. Его коллеге Владимиру Алекно наиболее важным, о чем было нужно сказать, показалось другое: "Поверьте, никакой эйфории эта победа у нас не вызовет".
Если он не кривил душой, то россияне имеют отличную возможность занять первое место в группе, обыграв египтян и поляков, и выйти в четвертьфинале на слабого противника — видимо, им станет Китай.