Лимонов нашел попутчиков
Внесистемная оппозиция больше не хочет делиться на чистых и нечистых
Вчера представители левой оппозиции высказались за создание объединенной структуры. Впрочем, Левый фронт может оказаться такой же фикцией, как и объединенная демократическая партия. Организаторы мероприятия даже не пытались скрыть, что «стратегически» они очень разные.
Конференция леворадикальных движений, состоявшаяся на следующий день после слета демократов в Северной столице, свелась к внутренним разборкам. Об отношении к правому лагерю было объявлено сразу и недвусмысленно. «Коалиция с буржуазными партиями будет являться союзом тактическим, а не идеологическим», – отметил глава национал-большевиков Эдуард Лимонов. «Мне мерзок либерализм Немцова и Буковского», – признался один из ораторов. При этом левые демонстрировали удивительную всеядность. «Я готов идти хоть с Новодворской, если от этого будет польза», – сообщил лидер Авангарда красной молодежи (АКМ) Сергей Удальцов. От совместного с правыми проекта – Национальной ассамблеи – не отказались, однако предложили переименовать ее в Народную ассамблею.
От нападок на КПРФ воздержались. «Мы боремся не против КПРФ, а за КПРФ, чтобы она стала по-настоящему революционной организацией», – отметил один из выступавших. «Если мы сосредоточимся на критике КПРФ, нас назовут заказным кремлевским проектом», – поддержал другой. При этом деятельность руководства Компартии была подвергнута самой уничижительной оценке. «Верхушка партии заснула, заплыла жиром, покрылась плесенью и разлагается», – заявил Удальцов под одобрительные аплодисменты зала.
Жаркая дискуссия разгорелась по поводу необходимости создания Левого фронта на базе запрещенной НБП, АКМ, Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ) и других структур. Лидеры некоторых движений встретили в штыки участие лимоновцев в новом объединении, хотя до открытого осуждения радикальной структуры дело не дошло. Более того, секретарь РКСМ Дарья Митина назвала «чистоплюями» тех, кто изначально был настроен против Лимонова. Она также напомнила, что за названием «Левый фронт» тянется шлейф несчастья. «Два года назад мы уже создавали организацию с таким названием, но преуспели не очень. Все-таки стратегически мы очень разные», – напомнила Митина. Пропитанные духом диалектики коммунисты предложили «объединиться, чтобы потом было легче размежеваться». «Не надо делиться на чистых и нечистых или соревноваться в верности идее, надо действовать прагматично», – отметил один из делегатов.
Все участники конференции сошлись на том, что в России назрела революционная ситуация, однако вокруг методов борьбы разгорелась дискуссия. Лидер РКСМ Александр Батов предложил идти путем вооруженного восстания: «Понятно, что это экстремизм, но что делать?» Генерал КГБ в отставке Алексей Кoндауров заявил, что нужна борьба с конкретными носителями зла, к числу которых, на его взгляд, относятся замглавы президентской администрации Владислав Сурков и глава Центризбиркома Владимир Чуров. Менее радикально настроенные товарищи рекомендовали сделать выбор в пользу всероссийской стачки и тем самым обесточить действующую власть.
Задействованные на конференции политики относятся к внесистемной оппозиции, напоминает заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Оба президента – действующий и избранный – консолидированно относятся к внесистемной оппозиции. Речь может идти о расширении диалога с деловым сообществом и контролируемой оппозицией, но «внесистемникам» вроде Лимонова никаких политических уступок не будет». «Проблема кадрового обновления в руководстве КПРФ существует, – признает политолог Александр Кынев, – Но это не подразумевает, что у Лимонова есть шанс стать лидером левой оппозиции. У него специфический имидж и стиль работы, значительно отличающийся от стиля КПРФ. Партия Зюганова подходит для оппозиционно-умеренного избирателя, который сегодня доминирует».