Главное подследственное управление
Проверявший следователей по делу ЮКОСа сам попал под проверку
Вчера стало известно, почему на прошлой неделе был временно отстранен от должности руководитель Главного следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ Дмитрий Довгий. Он предлагал выйти из-под стражи под залог экс-председателю правления банка "Траст" Олегу Коляде — на это ведущий дело следователь Сергей Чернышов пожаловался в администрацию президента РФ как на факт коррупции. Впрочем, как выяснилось, Дмитрий Довгий проводил тогда проверку сигнала о том, что пока банкир Коляда сидел под арестом, у него украли арестованные следствием акции "Траста". Господин Довгий рассчитывал, что, находясь на свободе, обвиняемый Коляда поможет его разбирательству.
Руководитель Главного следственного управления Дмитрий Довгий был временно отстранен от должности в минувший четверг главой следственного комитета при прокуратуре РФ Александром Бастрыкиным. Поводом стала назначенная господином Бастрыкиным служебная проверка в связи с обращением в администрацию президента двух следователей по особо важным делам в звании полковников — Сергея Чернышова и Зигмунда Ложиса, обвинивших Дмитрия Довгия и его первого заместителя Алексея Новикова в должностных злоупотреблениях. В субботу представители следственного комитета при прокуратуре РФ подтвердили факт проверки. Как уточнил руководитель пресс-службы следственного комитета Владимир Маркин, "Александр Бастрыкин распорядился провести служебную проверку в отношении руководителя Главного следственного управления Дмитрия Довгия и ряда следователей центрального аппарата следственного комитета в связи с выполнением ими служебных обязанностей".
Господин Чернышов, руководивший с октября прошлого года расследованием дела о хищении в 2005 году у "Томскнефти" (тогда — дочернего предприятия ЮКОСа) и отмывании 460 млн руб., в заявлении, в частности, сообщил, что его начальник Дмитрий Довгий пытался необоснованно и небескорыстно освободить из-под стражи одного из обвиняемых по делу, бывшего председателя правления ОАО "Национальный банк "Траст"" Олега Коляду. По версии следствия, господин Коляда в составе организованной группы, которой руководил тогдашний глава "Томскнефти" Сергей Шимкевич (также находящийся под стражей), "участвовал в оформлении фиктивных документов о движении похищаемых денег через группу компаний "Интеллект", ООО "Алтес", ООО "Юрпрофресурс" и ООО "Рекма В. Г.", а затем, совершая финансовые операции и другие сделки, обеспечивал легализацию денежных средств, добытых преступным путем".
По сведениям источников, в ходе служебной проверки было установлено, что Олег Коляда по-прежнему находится под стражей в спецблоке "Матросской Тишины": Мосгорсуд по ходатайству следствия продлил срок его ареста до 11 июня этого года. Дмитрий Довгий как начальник Главного следственного управления несколько раз принимал участие в очных ставках обвиняемого Коляды со свидетелями, в частности с нынешним членом совета директоров банка "Траст" Ильей Юровым. Господин Довгий настоял, чтобы его самого включили в протокол этих следственных действий. Как выяснила проверка, после очной ставки обвиняемого с банкиром Юровым Дмитрий Довгий задал "непротокольный вопрос" господину Коляде и его адвокату Ларисе Мове: "Согласились бы вы выйти из-под стражи под залог?", при этом сумму предполагаемого залога господин Довгий не называл. Олег Коляда ответил, что у него для выплаты залога нет денег. "Вы же арестовали все мои счета и имущество",— посетовал он. На этом разговор закончился, однако следователь Чернышов запомнил это предложение своего начальника и в жалобе в администрацию президента РФ рассказал о нем как о подозрительном.
Между тем, как стало известно, господин Довгий, не так часто посещающий следственные действия своих подчиненных, пришел на очную ставку Олега Коляды со свидетелями в связи с чрезвычайным происшествием. К нему поступила подписанная несколькими лицами жалоба на то, что члены следственной группы Генпрокуратуры под руководством Радмира Хатыпова, расследовавшей дело господина Коляды до создания следственного комитета при прокуратуре РФ (затем господина Хатыпова в этот орган не взяли), якобы посодействовали хищению с помощью поддельных документов у обвиняемого Коляды его доли в банке "Траст" (16,2%). Дмитрий Довгий организовал по этому поводу проверку, в ходе которой по его поручению старший следователь по особо важным делам Шаран Эльсултанов опросил господина Коляду и убедился в том, что его акции действительно похищены. Это могло быть возможно лишь при содействии следствия, поскольку акции, как и все имущество подследственного, находились под арестом. После этого член следственной бригады господина Хатыпова Алексей Николаев, прикомандированный из прокуратуры Мордовии для расследования дела "Томскнефти", сразу же по решению Дмитрия Довгия был возвращен к себе домой. По сведениям источников "Ъ" в следственном комитете, уголовное дело по факту хищения акций "Траста" у обвиняемого Коляды возбуждено не было — не исключено, что причиной стало нежелание бросать тень на расследование всех дел ЮКОСа (напомним, что Радмир Хатыпов направил в суд несколько юкосовских дел).
Господин Хатыпов, которого в сентябре прошлого года не взяли в следственный комитет, ушел надзирающим прокурором в Генпрокуратуру, откуда уволился "по собственному желанию". По мнению подчиненных господина Довгия, главной причиной, по которой тот предложил обвиняемому Коляде выйти из-под стражи под залог, стал расчет на то, что, находясь на свободе, господин Коляда поможет дальнейшему разбирательству.
У адвоката обвиняемого Коляды Ларисы Мове жалоба следователя Чернышова на Дмитрия Довгия в администрацию президента вызвала удивление. "Мой подзащитный сидит под стражей более года, и никаких послаблений ему нет, так о каком небескорыстном освобождении может идти речь?" — сказала она. По словам защитника, на недавнем обжаловании продления ареста в Верховном суде РФ господину Коляде уже судья предложил выйти из-под стражи под залог в 1 млрд руб., однако тот вновь отказался из-за отсутствия у него таких денег. "В понедельник,— продолжила госпожа Мове,— мы на свидании с подзащитным будем решать вопрос, не следует ли после всего происшедшего заявить отвод следователю Чернышову".
Между тем служебная проверка в отношении руководителя Главного следственного управления Дмитрия Довгия продолжается. Некоторые его подчиненные считают, что их коллега Сергей Чернышов, а также еще один "подписант" жалобы в администрацию президента господин Ложис действуют несамостоятельно. "Мы знаем их давно,— говорят сотрудники следственного комитета,— это бывшие сотрудники военных прокуратур, считающие, что в следственном комитете их недооценивают". По мнению коллег господина Довгия, в любом случае скандал с жалобой господ Чернышова и Ложиса выгоден Генпрокуратуре, которая по-прежнему добивается возвращения следствия в свое подчинение. В Генпрокуратуре же в качестве комментария предложили текст выступления генпрокурора Юрия Чайки в Совете федерации, состоявшегося в минувшую пятницу. Господин Чайка тогда успокоил сенаторов и прессу: "Мой заместитель Александр Иванович Бастрыкин организовал проверку по рапортам следователей и абсолютно правильно, согласно закону "О прокуратуре в РФ", временно отстранил некоторых руководителей от исполнения обязанностей. Когда она завершится, думаю, будет принято законное решение и мы с Александром Ивановичем, я думаю, посоветуемся о дальнейших действиях".