Конец эпохи Мушаррафа
Пакистанская оппозиция выиграла выборы
На прошедших в понедельник парламентских выборах в Пакистане победу одержали две крупнейшие оппозиционные партии. Согласно предварительным данным, Пакистанская народная партия (ПНП), лидером которой была убитая в конце 2007 года экс-премьер Беназир Бхутто, и фракция Пакистанской мусульманской лиги «Наваз» во главе с другим бывшим премьером Навазом Шарифом получили более половины голосов в Национальной ассамблее страны. Первым делом победители поставили вопрос о легитимности избрания нынешнего президента Первеза Мушаррафа.
Поражение сторонников Мушаррафа оказалось сокрушительным. По итогам подсчета вчера примерно 90% бюллетеней ПНП получает как минимум 80 из 272 мест в парламенте, «Наваз» — более 60 мест, а пропрезидентская часть Пакистанской мусульманской лиги — лишь 38 мандатов. Пока не ясно, смогла ли оппозиция добиться желаемого превосходства в две трети депутатов, но она уже пошла в атаку на президента. Наваз Шариф заявил о намерении поднять в суде вопрос о законности нахождения Мушаррафа у власти. По мнению бывшего премьера, незаконным может считаться не только переизбрание главы государства осенью прошлого года, но и его приход к власти в результате военного переворота в 1999 году. Одновременно появилась информация о консультациях ПНП и «Наваза» по созданию коалиционного правительства без участия сторонников президента.
Вместе с тем сумеют ли оппозиционные силы объединиться и действовать сообща — еще вопрос. Родственники Бхутто, стоящие во главе ПНП, не особенно популярны в народе, а Наваз Шариф сам метит в лидеры теперь уже парламентского большинства. Позиции же Мушаррафа, который остается верным союзником США в борьбе с исламским терроризмом, не так слабы, как кажутся. Президент уже заявил, что признает результаты выборов и готов к сотрудничеству. В отставку он уходить пока не намерен.
«Скорее всего внутренний конфликт в стране обострится из-за усиливающегося противостояния президента и парламента, в котором большинство мест будет принадлежать оппозиции. Но, надо надеяться, конфликт будет проходить в основном в парламентских рамках и не выльется в массовые уличные беспорядки, — сказал РБК daily директор Института стратегических оценок и анализа Вагиф Гусейнов. — Дело также вряд ли дойдет до импичмента. Во-первых, для этого у оппозиции пока нет требуемого абсолютного парламентского большинства, как и более или менее приемлемой для всех оппозиционных партий кандидатуры на пост президента. Во-вторых, как оппозиционные партии, так и президент осознают опасность дестабилизации обстановки в ядерной стране с сильными радикалистскими настроениями».
Впрочем, окончательное слово по традиции в Пакистане остается не за главой государства и уж тем более не за избирателями. Как военные перевороты, так и «демократические» реформы здесь обеспечиваются при помощи силы. «Решающим фактором для Пакистана будет оставаться армия, — считает эксперт Chatham House Фарзана Шаих. — Ее новый шеф генерал Ашфак Первез Киани (занявший пост главкома ВС в ноябре 2007 года) ранее заявлял, что интересы армии отделены от личных политических амбиций Мушаррафа». Вместе с тем, по мнению аналитика, многое будет зависеть от того, захочет ли генерал сдержать слово.