Со слоном и на слоне
«Груз 200» было под силу поднять только «Белому слону». Со второй попытки «Слон» справился
Понятно, что кроме Гильдии киноведов и кинокритиков радикальный фильм Алексея Балабанова никто уже не наградит — ни «Ника», ни «Золотой орел», где «Груза» нет даже в номинантах. Как ни относись к гильдии, а «Белый слон» не упражняется в прогибах перед телеканалами, рейтингами и прочими ложными сущностями. Грызня внутри цеха — другое дело. Летом на «Кинотавре» критики вроде бы уже проголосовали за фильм Балабанова, а потом приз был почему-то поделен между «Грузом» и «Простыми вещами» Алексея Попогребского. Недовольные этим фокусом заявили о выходе из гильдии. Но через полгода с мнением недовольных согласилось большинство — и премия кинокритиков за лучший фильм ушла к «Грузу 200».
Может, и хватит уже рвать за Балабанова тельняшки, но приятно все же, когда профсоюз кинопрессы показывает, что у него есть позиция. Простая вещь: отмечать спорное, радикальное, то, что не поддержат рублем народ и партия. Смутьяна Балабанова, великую и непонятную массам Киру Муратову («слон» за режиссуру), отважного Александра Миндадзе (его комковатый, но смело задуманный «Отрыв» получил призы за сценарий и режиссерский дебют).
Не забыты и общепримиряющие позиции: актерские призы достались Галине Вишневской («Александра») и Сергею Пускепалису («Простые вещи»), лучшим оператором стал Михаил Кричман («Изгнание»).
Ну и, разумеется, в этом сезоне есть против кого дружить: критики с удовольствием прокатили «12» Никиты Михалкова. Все логично, вопросов нет.
Церемония тоже вполне удалась. В Доме кино был аншлаг, но не давка, с конферансом успешно справились критик Лариса Малюкова и писатель Дмитрий Быков, шуткой вечера оказалась путаница с вручающими призы (каждый из них неизменно сообщал, что готовился к выходу в другой номинации). Над сценой мирно покачивались бивни — гигантские, но мягкие, надувные.