Россия воздержалась против талибов
Став единственной страной, не поддержавшей резолюцию Совбеза ООН

Совет Безопасности ООН принял резолюцию, продлевающую мандат Международных сил содействия безопасности в Афганистане еще на 12 месяцев. Единственной страной, не поддержавшей резолюцию, оказалась Россия. Официальным поводом для подобного демарша стало несогласие с включенным в текст абзацем о морских силах. Между тем российские власти уже давно недовольны развитием событий в Афганистане, так как всерьез опасаются возвращения к власти талибов.
Россия против Японии
Протокольное голосование в Совбезе ООН, ежегодно продлевающее мандат коалиционных сил в Афганистане, в этот раз обернулось скандалом. Постоянный представитель РФ Виталий Чуркин обратил особое внимание на абзац, в котором особо подчеркивалась важность сил морского перехвата, участвующих в операции в Афганистане. В прежние годы подобной формулировки в резолюциях не было, и господин Чуркин попросил дополнительно обсудить ее.
Появление подобных слов в резолюции в общем ни для кого из членов Совбеза не было необъяснимым. Этот пассаж экстренно включили в текст, чтобы сделать реверанс Японии. Дело в том, что оппозиционная Демократическая партия Японии, контролирующая сейчас большинство мест в верхней палате парламента, выступает против участия японских кораблей-заправщиков в миротворческой операции в Афганистане. Одним из аргументов партии является то, что отправка японских кораблей в Индийский океан не была санкционирована СБ ООН, поэтому корабли следует вернуть. Чтобы переубедить японских оппозиционеров, члены СБ ООН и решили отдельно отметить в тексте резолюции вклад морских сил в афганскую операцию. Никто из членов Совбеза не захотел дополнительного обсуждать этот вопрос, вопреки предложению Виталия Чуркина, и поэтому Россия воздержалась при голосовании. Остальные 14 членов Совбеза были за.
Между тем претензия России к лишнему абзацу в тексте резолюции СБ ООН, скорее всего, была лишь формальным поводом. В Москве в последнее время пристально наблюдают за происходящим в Афганистане и отмечают, что ситуация близка к критической. Поэтому символический демарш был необходим Москве прежде всего для того, чтобы продемонстрировать свое особое мнение по данному вопросу и вовлечь западных партнеров в переговоры.
Иран против Пакистана
Среди натовских военных, осуществляющих по мандату ООН операцию в Афганистане, в последнее время наблюдается некоторый раскол. Он заключается в том, что военные перестали четко понимать, с кем они сражаются. Командование Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF), к примеру, придерживается той позиции, что по ту сторону баррикад хорошо организованное движение "Талибан", которое поддерживается из-за рубежа и имеет достаточно сил и средств, чтобы содержать наемников. "'Талибан' можно победить только силой,- считает канадский бригадный генерал Маркис Хейнс, замкомандующего ISAF.- Мы прекрасно осознаем тот факт, что 'Талибан' продолжает пополнять свою армию новыми бойцами. Одних они привлекают деньгами, других - угрозами. Поэтому наша главная цель - объяснить этим молодым людям, что вне зависимости от того, сколько денег им платит 'Талибан' сейчас, у него нет будущего и сражаться на стороне талибов бесперспективно".
Однако другие военные считают, что никакой четко организованной армии талибов не существует, как нет и наемников. Согласно этой версии, против солдат НАТО сражаются местные жители, которые днем возделывают свои поля, а ночью берутся за автомат. Они вовсе не в курсе того, что НАТО считает своим долгом восстановить порядок и обеспечить безопасность в Афганистане. Простые пуштуны, населяющие юг страны, считают своим долгом изгнать натовцев, которых они считают захватчиками. А натовские военные уже, кстати, давно перестали разбираться в том, какова иерархия в движении "Талибан" - талибами по привычке называют всех подряд пуштунов с автоматами.
По мнению Николаса Ланта, официального представителя гражданской миссии НАТО в Афганистане, нестабильность в стране будет сохраняться до тех пор, пока все влиятельные силы не будут представлены в институтах власти, поэтому вместо того, чтобы вести изнурительную войну с "Талибаном", с ним следует вести переговоры.
Положение талибов в Афганистане сейчас, спустя шесть лет после краткой военной операции 2001 года, сильно изменилось. Тогда в течение одного месяца они сдали все позиции и будто бы растворились, полностью отдав власть в руки прозападной администрации, которую решением мирового сообщества было поручено возглавить Хамиду Карзаю.
За прошедшие годы правительство Карзая так и не смогло набрать достаточно сил, а талибы, напротив, сумели укрепиться. По оценкам специалистов, они контролируют до 40% территории Афганистана. Бывшие талибы и силы, близкие к ним, продолжают пользоваться поддержкой Пакистана - таким образом кабульские власти практически никакого влияния на южные регионы страны не оказывают.
В нынешней ситуации одной из ключевых антиталибских сил является Иран. Тегеранские власти еще в период до 2001 года, когда движение "Талибан" управляло всем Афганистаном, выступали в качестве их главных антагонистов. Иран, наряду с Россией и Индией, активно поддерживал и спонсировал "Северный альянс" (союз таджиков, узбеков и хазарейцев), не позволяя талибам взять под свой контроль всю страну целиком. И до сих пор взаимная неприязнь между Ираном и талибами сохраняется.
Влияние Ирана как положительный фактор в политике Афганистана отмечал даже президент Хамид Карзай. Он даже осмелился поспорить с Джорджем Бушем, когда тот обвинил Иран в том, что он тайно поставляет вооружение афганским боевикам, заявив, что влияние Ирана исключительно позитивно и он играет важную роль в сохранении стабильности в Афганистане. Действительно, нынешняя слабая афганская власть весьма на руку Ирану - она позволяет ему фактически контролировать Герат и запад страны. Хамид Карзай же находит в лице Махмуда Ахмади-Нежада едва ли не единственного верного союзника.
Дело в том, что уже в 2009 году в Афганистане должны состояться президентские выборы. Положение нынешнего главы государства таково, что его шансы сохранить власть не слишком велики. Он давно рассорился с пакистанским президентом Первезом Мушаррафом, которого обвиняет в помощи боевикам,- поэтому Пакистан будет отчаянно лоббировать любого другого пуштунского кандидата, но не господина Карзая. США также начали всерьез разочаровываться в своем бывшем ставленнике: он слишком слаб и из-за этого вынужден искать поддержки Ирана. Скорее всего, США постараются к 2009 году подобрать нового человека, который мог бы взять на себя роль афганского кризисного менеджера. Поскольку основной нынешней целью США является ослабление Ирана, США наверняка сделают ставку на кого-то из умеренных талибов - к этому же выбору Вашингтон упорно подталкивает Пакистан.
Россия против талибов
Уже довольно давно Россия играет роль скорее стороннего наблюдателя за событиями в Афганистане, нежели активного участника. В 2001 году Москва предпочла не возвращаться в Афганистан и ограничилась оказанием всесторонней моральной поддержки международной коалиции. Тем не менее свержение талибов вызвало у российских дипломатов и военных искренний восторг - Москва давно делала ставку на "Северный альянс", боролась с талибами, поэтому затеянная США антиталибская операция была ей весьма на руку.
Нынешние же события в Афганистане заставляют российских дипломатов обеспокоиться. Усиление талибов, готовность НАТО и США вести с ними переговоры и приближение президентских выборов, на которых расклад сил в Афганистане может окончательно измениться, демонстрируют российским властям, что ситуация может вернуться к 2001 году. Как стало известно, в августе в Москве прошло заседание Межведомственной комиссии при МИД России по Афганистану, в ходе которой как раз и обсуждались возможные сценарии развития событий в этой стране и наличие у России каких-либо рычагов повлиять на ситуацию. Очевидно, что одним из таких способов привлечь Запад к переговорам и попытаться заставить его прислушаться к позиции России и было странное голосование по резолюции СБ ООН.