Докопаться до корней
Национальные республики России увлеклись сочинением мифов и легенд о собственной истории
Недавно ульяновские археологи сделали сенсационное открытие. По словам исследователей, они нашли неопровержимые доказательства того, что одному из областных поселков, Старой Майне, 1,7 тыс. лет. Мало того, отдельные энтузиасты с одобрения местных властей пытаются доказать, что и сам Ульяновск гораздо старше Казани, Москвы и даже Рима. Впрочем, в желании состарить и максимально прославить свою историю ульяновцы не одиноки.
В отдельных регионах выходят десятки псевдонаучных работ, в которых на полном серьезе рассказывается о происхождении греков от татар, об изобретении колеса башкирами и постройке Трои чувашами. Профессиональные историки уже нашли для этого феномена специальный термин – «фольк-хистори». Между тем такие истины, по данным экспертов, уже преподаются в 80% региональных школ.
В советскую эпоху господствовала идея единства и интернационализма, поэтому исследования в области национальной истории братских народов далеко не всегда отражали истинное положение вещей. После развала СССР перед автономиями встал вопрос создания собственной историографии. С середины 90-х на прилавках книжных магазинов в регионах, а в последнее время и в школьных библиотеках стали появляться альтернативные учебники истории. Их авторы отменяли или подменяли события, апеллировали к выдуманным датам, изобретали несуществующих правителей и военачальников. В общем, как выразился советник президента Татарстана, кандидат исторических наук Искандер Измайлов, превращали историю в «игру в бисер».
Ах, вот как оно было!..
Кстати, именно татарские исследователи стали пионерами в области «фольк-хистори». Так, например, в книгах «Этот загадочный фестский диск» и «Родословная: историко-лингвистические исследования» Нурихана Фатаха утверждается, что древние египтяне и греки на самом деле были татарами. Слово «театр», по мнению автора, происходит от татарского «ти-э-тор» («продолжай смотреть»), греческий бог Аполлон – от «Аб-алла» («бог-прародитель»), а знаменитая гомеровская «Одиссея» – пересказ татарской сказки «Шурале». За свою работу, между прочим, автор получил Государственную премию Татарстана в области литературы.
Передовой татарский опыт переняли и в Башкортостане. Особо прославился на этой ниве писатель Салават Галлямов, на основе работ которого ведется преподавание в некоторые местных школах и вузах. На страницах «Основ Башкордской индогерманской философии» и в книге «Великий Хау Бен», автор утверждает, что от башкирского языка произошли все древние и современные европейские языки, начиная от греческого и латинского и заканчивая английским. «Как и почему исконно башкордские слова оказались в так называемой греческой мифологии?» – задается вопросом автор. И сам же отвечает: «Греки их просто своровали у башкордов». Даже слова «Россия» и «Украина» вышли из башкордского языка. По мнению писателя, первыми приручили лошадь также башкорды. Английский гольф – ничто иное, как башкирская игра сэкэн, которую англичане, видимо, также украли.
Чему учат в школе
«Попытка найти корни, свою историческую основу заслуживает полного одобрения, – рассказал руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Действительно, локальное изучение родного края приносит множество неожиданных открытий, которые проясняют исторические процессы, протекающие на той или иной территории. К сожалению, благие начинания не всегда приводят к хорошему результату. Когда не все сходится, появляется желание что-то придумать. Чтобы представить свою историю в более выгодном свете, некоторые исследователи прибегают к натяжкам, скороспелым и ничем не подтвержденным выводам. В итоге строятся концепции, которые не просто вызывают сомнения у серьезных ученых, но являются полными небылицами».
По словам историка, ведущего научного сотрудника Государственного музея Востока Владимира Кореняко, мифотворчеством занимаются практически во всех этнических регионах России: в Якутии, Бурятии, Туве, Башкортостане, Татарстане, Северной Осетии, Алании, Адыгее.
Самое удивительное, что работы псевдоисториков моментально расходятся огромными тиражами, став дополнительным учебным материалом к спецкурсам по истории. «Такую литературу в основном рекомендуют детям и студентам в национальных школах и вузах, на занятиях по родному краю, – рассказал Владимир Кореняко. – Объясняется это просто почти полным отсутствием учебников по истории родного края. В итоге приходится рекомендовать то, что есть». По данным президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, до 80% национальных школ приняли на ура сочинения псевдоисториков.
Америку открыли чуваши
Фантазируют на тему своего народа и в Чувашии. Краевед-любитель Геннадий Егоров в своем труде «Воскресенье шумеров» настаивает на том, что с 11-го до 3-го тысячелетия до н.э. на территории всей Месопотамии «жил только один народ – проточуваши. Г-н Егоров также заверяет, что проточуваши повлияли на развитие еврейского языка, создали всемирные религии, включая христианство, ввели передовые методы земледелия в Египте, Центральной Азии и северо-западном Китае и даже распространяли повсеместно технологию пивоварения. Кроме того, чувашам-шумерам также принадлежит изобретение бронзового литья, письменности и государственности. Мало того, представители именно этой народности первыми открыли Америку и принесли местным племенам культуру. Труд Геннадия Егорова разошелся тиражом в 10 тыс. экземпляров. Несмотря на критику местных ученых, председатели ряда союзов писателей обратились к президенту Чувашии с просьбой поддержать новую теорию происхождения народа.
Россия – родина слонов
Мифотворцы встречаются и в Москве. Одним из них можно назвать профессора кафедры культурологии и менеджмента в Государственном университете управления Валерия Чудинова. Его книга «Священные камни и языческие храмы древних славян» проливает свет на историю славян, чья культура оставила следы еще с эпохи неолита и распространялась от берегов Португалии до Зауралья. По мнению автора, славянская письменность существует несколько десятков тысяч лет. В эпоху каменного века, считает автор, от Аляски до Великобритании весь Север был русским. Мало того, русский был тем самым языком, на котором говорили до постройки Вавилонской башни. Г-н Чудинов также считает, что русские помогали Александру Македонскому и даже получили от него некую грамоту, которая, конечно же, где-то затерялась или была уничтожена.
«Это вреднее наркотиков!»
Эксперты выделяют пять причин возникновения фольк-хистори. Во-первых, бурный подъем национального самосознания, на волне которого стали писаться и издаваться многие такие книги. Во-вторых, необходимость самоидентификации «малых народов», которых когда-то завоевала Россия. В-третьих, возникновение этнократических режимов и связанный с этим политический заказ на историю. В-четвертых, непрофессионализм исследователей-самоучек. И, наконец, отсутствие контроля со стороны ученого сообщества над авторами, желающими написать что-нибудь «на тему истории». «Сегодня модно стало издавать любую чепуху – главным остается только вопрос денег», – пояснил Владимир Кореняко.
Между тем альтернативная история, по мнению экспертов, таит в себе достаточно серьезную угрозу. «Прежде всего, такие «научные» труды опасны пропагандой национализма, – пояснил доцент исторического факультета МГУ Дмитрий Володихин. – Возвеличивание какого-то одного народа в многонациональной стране всегда чревато конфликтами и рознью. Вдобавок читателю прививается неправильное восприятие истории. Рекомендовать к изучению фольк-хистори в школах и вузах это то же самое, что узаконить продажу наркотиков детям. Важно, чтобы чиновники и школьная администрация поняли, что это вредно. И вредно не только для общего развития человека, но и для политической и социальной ситуации в стране в целом».
Увы, на местах такие мифотворцы, как правило, находят поддержку в лице национальных общин и администрации. Федеральные чиновники только пожимают плечами: бороться с псевдоисторией у них нет полномочий. «В образовании играют роль три компонента: федеральный, региональный и муниципальный, – сообщили «НИ» в Министерстве образования и науки. – В рамках региона в вузах и школах действительно могут рекомендовать к изучению местные пособия и учебники. Разумеется, если родители или местные власти посчитают, что предоставляемая в книге информация ведет к разжиганию межнациональной розни, они могут обратиться в Рособрнадзор и даже в прокуратуру».
На деле активно противостоят мифотворцам только профессиональные историки. Впрочем, по их же собственным словам, они постоянно проигрывают. Прежде всего, по тиражам изданных книг. Для любого академического историка 2 тыс. экземпляров – предел мечтаний. «Какими бы интересными ни были академические книги по истории, они всегда будут проигрывать, поскольку они излагают факты, как они есть, – объяснила главный редактор издательства «Форум» Светлана Сильванович. – После развала Союза необходимость пересматривать историю превратилось в своеобразную моду. В результате стремление удивить читателя, вызвать у него восклицание: «Ах, вот как оно было!» стало определяющим для многих авторов, пожелавших работать с историей».