Колхоз вам в помощь
Не хочется обижать кооператоров и танкистов, профессиональные праздники которых тоже имеют место быть, но ни один из них для калининградцев не сравнится с Днем рыбака.
Когда-то этот праздник был если и не главным в области, то уж в почетную первую тройку красных дат, которые широко отмечались в стране, входил точно. Иначе и быть не могло: каждая десятая тонна рыбы, добытая в стране, была калининградской. Это очень много, учитывая масштабы лова лет эдак… Да что вспоминать – что было, то было… Не то теперь – и рыбы меньше, и славы - соответственно. Но есть место, которое время как бы и не тронуло – здесь продолжают жить рыбным промыслом и славой не прошлой, а настоящей, пусть и не громкой. Мысовка – окраинная точка на северо-востоке области, рыболовецкий колхоз «Рыбак Балтики».
Мысовка – поселок уникальный. Жизнь его народонаселения полностью завязана на местном колхозе. Песню, где слова – «все вокруг колхозное…», помните? Так это про Мысовку. Даже когда экономическая ломка докатилась и до этого областного медвежьего угла, кооперативы не сильно-то расплодились на небольшом клочке суши у Куршского залива. Колхоз устоял.
- Как будто есть пара чэпэшников у нас, но кто – точно не скажу, - поделился с корреспондентом своими наблюдениями дядька в брезентовой рыбацкой робе, стригущий газон во дворе дома, рядом с которым мы остановились поговорить «за жизнь». - А если вы за рыбой – так это – в колхоз, на причал. Но рыбу там вам вряд ли продадут, с этим здесь строго…
- Рыба в заливе есть, куда она денется, - смеется звеньевой Сергей Бокшиц, чей бот только что разгрузился у причала, - жизни не хватит всю выловить. Вот только что вернулись, сдали улов на склад. Все нормально!
«Нормально» - это теперь килограммов триста за ходку. В ящики выгружают карася, плотву, леща, чехонь…
Чем и как кормит народ рыболовецкий колхоз и как сам кормится от залива – эти вопросы – к его председателю – Петру Рамейке.
Председатель Рамейка – это целое явление. Петр Павлович в колхозе 26 лет (недавно переизбран на четвертый срок) и удержал штурвал хозяйства даже в девяностые годы, когда здесь здорово «штормило». Находил выход даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях, когда рыбколхозам квоты давать забывали, а экономика дышала на ладан.
- «Рыбак Балтики» в Мысовке хозяин по праву, - убежден председатель, - потому что все, что здесь есть – дороги, жилье, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, – построено на деньги колхозников. Мы бы и рады поделиться своими полномочиями с властями, но желающие взять на себя часть колхозных забот есть только на словах, а на деле наши кооператоры только хозяйству и нужны.
Своих людей колхоз и в самом деле не бросает. Немного в Славском районе осталось сел, жители которых не только трудоустроены, но всегда могут рассчитывать на помощь хозяйства. Чаще всего потому, что и предприятий тех, чья слава гремела по области лет 15-20 назад, давно нет. А «Рыбак Балтики» - вот он, прибыль при всех трудных временах имеет. И не только от залива, но и собственной животноводческой фермы.
- Так вы, как бы не совсем рыбак? – Прошу уточнить я председателя. - Зачем рыбколхозу дойное стадо?
- Жизнь заставляет заниматься всем, - поясняет мой собеседник. – А коровки нас здорово выручили пару лет назад, когда мы из-за чиновников-головотяпов не получили квоты на вылов рыбы. Ситуация была совсем аховая, - ловить нельзя, а народ кормить, налоги платить надо. Что ни говори, животноводческая ферма – это 1700 тысяч рублей в обороте, в год сдаем 250 тонн молока. Вот из этих средств и платили. Продержались!
Поняв выгоду сельхозпроизводства, Рамейка от молочного стада не собирается отказываться и сегодня, что бы ни говорили чиновники правительства о необходимости строить животноводческие комплексы на тысячи голов скота.
- Мы молоко сдаем только первым сортом, - подчеркивает председатель, - работаем с минимумом затрат, кормами обеспечиваем полностью и хозяйство, и населению помогаем. К нам ведь народ идет по любому поводу. И колхоз никому ни в чем не отказывает, потому что больше идти людям некуда.
Но ферма при всей ее очевидной пользе, не главное звено для рыболовецкого хозяйства. Его интересы лежат в заливе. А вот тут проблем с годами меньше не становится.
- Колхоз может вылавливать и до тысячи тонн рыбы в год, а берем 500-600 тонн, - жалуется председатель. – Но чтобы работать в полную силу, нужна помощь государства, а ее с каждым годом все меньше. Был недавно в соседней Литве. Там о рыбаках думают – почти любой вопрос, с которым они обращаются в правительство, решается в считанные дни. У нас на это уходит год… Чиновникам, похоже, безразлично, получим ли мы квоты вовремя, выберем их полностью или нет. Зарплата чиновника от этого не страдает. А если мы не работаем в полную силу, значит, не платим в полной мере все налоги – миллионы государство теряет на этом. Кто бы спросил – почему?
И хотя коллектив колхоза не бедствует, нынешние зарплаты «рыбацкими» назвать никак нельзя. Как пошутил один из мысовских острословов: «Вроде не бездельники, и могли бы жить…» Могли бы, но что-то не дает.
- Если не поднимать объемы лова рыбы, зарплату можно увеличить только сократив количество работающих, - подсчитал Рамейка. – А куда «лишних» людей девать? Мы на это пойти не можем.
Такие вот вопросы задает себе председатель колхоза ежедневно. Но ответить на них сам себе не может.