Беспокойное семейство
Назарбаев объявил войну старшему зятю
В субботу президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уволил с должности посла в Австрии своего зятя Рахата Алиева. Последней каплей стало заявление Алиева о том, что он стал жертвой преследования со стороны главы государства, осмелившись проявить собственные президентские амбиции. На прошлой неделе Назарбаев приказал открыть уголовное дело на мужа своей старшей дочери Дариги. Его подозревают в похищении банкира и, возможно, в убийстве с целью рэкета. Репутация беспредельщика закрепилась за Алиевым давно, и тесть уже не раз его наказывал, но Дарига и ее муж долго считались первыми преемниками президента, и бури бушевали под ковром. Похищение крупного банкира, которое приписывают Алиеву, нарушило мир между кланами.
В субботу 44-летний Рахат Алиев — владелец телеканалов и газет, 10% французской сахарной компании Sucden, доли в алма-атинском Нурбанке — обвинил Назарбаева в узурпации власти. Как говорится в его заявлении, опубликованном на сайте www.gazeta.kz, «несколько месяцев назад я сказал Нурсултану Абишевичу, что принял решение баллотироваться на пост президента на следующих выборах в 2012 году». В ответ Назарбаев уволил опального родственника с поста посла Австрии и представителя Казахстана в ОБСЕ.
Формальный повод для отставки — уголовное дело против Алиева. 18 января 2007 года после заседания правления Нурбанка, где присутствовал Алиев, двое топ-менеджеров банка пропали. В их числе оказался Жолдас Тимралиев — двоюродный брат мэра Алма-Аты Имангали Тасмагамбетова, одного из возможных преемников президента. Тимралиева не нашли до сих пор. Жена пропавшего и полиция Алма-Аты обвинили президентского зятя в похищении банкира. Алиев через свои СМИ все отрицал и грозился разоблачить коррупцию в МВД. Однако в минувшую среду на него открыли уголовное дело по статье «похищение человека». При этом, как заявил руководитель пресс-службы МВД Багдат Кожахметов, после исчезновения банкиров группировка, куда входил Алиев, «незаконно присвоила себе их имущество».
Тем же вечером казахские телеканалы показали запись, где один из бывших похищенных, Абилмажен Гилимов, живописует зверства президентского зятя. По его словам, после заседания Алиев обманом завлек банкиров в загородный банно-спортивный комплекс «Рахат». Там, надев на них наручники и стреляя над головой, он потребовал: «Чтобы все наши друзья, знакомые и родственники, обслуживающиеся и кредитующиеся в Нурбанке, поделились с ним своим бизнесом». «Я в этой стране могу сделать все, что захочу, — цитирует Гилимов слова Алиева. — Я специально пустил слух, что мы вылетаем в Киев. В ваших паспортах поставим… штампы о пересечении границы... а вас закопаем здесь». Гилимов намекнул, что Алиев может быть причастен и к убийству видного оппозиционера Алтынбека Сарсенбаева.
В четверг Генпрокуратура Казахстана на три месяца закрыла подконтрольные Алиеву СМИ. Посольство в Австрии подтверждает, что он в Вене, но на венском форуме ОБСЕ он так и не появился. Ранее в интервью BBC Алиев называл обвинения в свой адрес абсурдными, а на вопрос об отношениях с Назарбаевым ответил, что тот много сделал для страны: «Но как у частного лица у меня есть свое видение развития Казахстана». Возможно, он имел в виду свою идею превратить Казахстан в родовой султанат.
Публичное преследование родственников для Средней Азии — нонсенс, но, по общему мнению, старший зять довел президента своей неуправляемостью. «Назарбаев наверняка помнит, как в 2001 году, надеясь занять его место, Рахат сливал на него компромат, — напоминает РБК daily эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. — Вряд ли президенту по душе и его амбиции султана. Председательства Казахстана в ОБСЕ Алиев тоже не добился. Кроме того, творя беспредел в духе 1990-х, он портит имидж президента и грозит разрушить хрупкий баланс между кланами».
Недавно Назарбаев получил право переизбираться до конца жизни, но по Казахстану ходят упорные слухи, что президент уйдет еще до выборов 2012 года. Это обостряет межклановую борьбу за власть. «В последнее время Рахат терял влияние, другие преемники укреплялись, — пояснил г-н Куртов. — Новый премьер Карим Масимов близок к среднему зятю президента Тимуру Кулибаеву, на юге Казахстана укрепился Тасмагамбетов». Ударом по последнему, считает г-н Куртов, и была алиевская атака на Нурбанк.
Рынок позитивно оценил преследование Алиева. «Все, что сокращает влияние этого человека, рассматривается инвесторами как положительный фактор», — цитирует Reuters слова западного финансового аналитика. Однако есть ли санкция на арест Алиева, неясно. Многие уверены, что до суда дело не дойдет и клан Дариги еще поборется за места в мажилисе, досрочные выборы в который могут пройти осенью.
Тем временем посольство США в Казахстане и венская НПО International Press Institute вступились за закрытые алиевские СМИ. «Вашингтон на всякий случай наводит мосты с Алиевым, — считает Аждар Куртов. — Там надеются, что преемник Назарбаева покончит с многовекторностью и возьмет твердый курс на Запад».