Вопреки старым анафемам
Подписание Акта о каноническом единстве стало событием государственной важности
Единство Русской Православной Церкви было достигнуто вчера ровно в 10 часов утра, когда Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении. После этого Патриарх Алексий II возглавил божественную литургию, ему сослужили митрополит Лавр и другие архиереи Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей.
Для того чтобы осознать сакральный смысл всего происходившего в храме Христа Спасителя 17 мая, нужно немного коснуться истории. Почему воссоединение Русской Церкви состоялось именно сейчас? Ведь попытки «собрать» ее предпринимались и в советское время. Московский Патриархат неоднократно (в 1945, 1974 и 1988 годах) обращался к Зарубежной Церкви с призывом к единству. Не добиваясь ответа, РПЦ МП порой предпринимала резкие шаги, обвиняя РПЦЗ в раскольничестве, в изоляции от всего православного мира. В ответ «зарубежники» продолжали анафематствовать РПЦ МП.
Когда советский период истории России завершился, казалось бы, все политические препятствия для восстановления единства Русской Православной Церкви были сняты. Однако в РПЦЗ продолжали не признавать Московский Патриархат. В 1990 году Архиерейский Собор РПЦЗ в Джорданвилле (США) принял решение о создании на территории СССР епархий и приходов Зарубежной Церкви, параллельных церковным структурам РПЦ МП (согласно подписанному вчера Акту духовенство этих епархий в течение пяти лет должно будет перейти в подчинение местным епископам РПЦ МП). В 2003 году Патриарх Алексий II обратился ко всей русской православной эмиграции с посланием, предложив объединить в одну церковную структуру «все епархии, общины и монастыри русского происхождения и традиции». В том же году президент Владимир Путин встретился с митрополитом Лавром в Нью-Йорке и передал ему приглашение Алексия II посетить Россию.
Именно нью-йоркская встреча и последующий визит митрополита Лавра в Москву в мае 2004 года сыграли определяющую роль в деле примирения двух «ветвей» русского православия. Зарубежные архиереи, узрев воочию главу российского государства, убедились в том, что светская власть больше не является гонителем Церкви. Путин стал «гарантом» начавшихся в 2004 году переговоров по объединению РПЦЗ и РПЦ МП. Быть может, значительную роль сыграло и то обстоятельство, что сам президент является православным верующим.
Поэтому присутствие президента на торжественном подписании Акта о каноническом общении и первой совместной литургии иерархов РПЦ МП и РПЦЗ вполне закономерно. Можно сказать, что политический имидж «объединителя Церкви» Владимиру Путину уже обеспечен. Подобным образом в исторической памяти царь Алексей Михайлович связан с церковными реформами Патриарха Никона, а Николай I – с попыткой объединить православных с греко-католиками (униатами).
Перед «воссоединением государственного значения» оказались несущественными такие «мелочи», как участие РПЦ МП в работе Всемирного совета Церквей. IV Всезарубежный Собор 2006 года фактически призвал РПЦ МП выйти из экуменического движения, объединяющего различные христианские конфессии. Однако в Московском Патриархате на такие уступки не пошли, намекая на то, что это ослабит позиции РПЦ в христианском мире и закрепит место лидера за Константинопольским Патриархатом, который активно участвует в экуменическом движении. Вопрос об экуменизме так и не был однозначно решен в ходе работы совместных комиссий, однако и в РПЦ МП, и в РПЦЗ заявили, что будут «продолжать дискуссии». Пока же на неопределенное время после подписания Акта о каноническом общении единая Русская Православная Церковь оказалась в положении «кентавра» по отношению к экуменическому движению, когда одна ее часть готова общаться с католиками и протестантами, а другая – нет.
Русская Православная Церковь Заграницей
Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) объединяет около 500 тыс. последователей более чем в 30 странах мира. Наибольшее их количество проживает в США, Германии, Канаде, Австралии и Франции. Всего 454 прихода, объединенных в 16 епархий.
РПЦЗ не участвует в межцерковном экуменическом движении, не является членом Всемирного совета Церквей.
Раскол в Русской Православной Церкви и его преодоление
1921 – образование Карловацкого Синода.
1927 – декларация заместителя местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти. РПЦЗ отказывается признать ее.
1943 – Поместный Собор РПЦ МП. Избрание Патриархом митрополита Сергия.
1945, 1974, 1988 – РПЦ МП обращается к РПЦЗ с призывами признать его.
1990 – решение РПЦЗ об открытии «параллельных» епархий в России.
1995 – первая совместная комиссия РПЦ МП и РПЦЗ.
2001 – избрание главой РПЦЗ митрополита Лавра (Шкурлы), сторонника воссоединения с Московским Патриархатом.
2003 – встреча Владимира Путина с митрополитом Лавром. Обращение Патриарха Алексия II к русской эмиграции.
2004 – первый визит митрополита Лавра в Москву.
2006 – IV Всезарубежный Собор одобряет Акт о каноническом общении, но просит РПЦ МП выйти из Всемирного совета Церквей.
2007 – подписание Акта о каноническом общении. Восстановление единства Русской Православной Церкви.