Любовь зла
Почему женщины терпят то, что терпеть нельзя?
«Он меня ударил беспричинно и неожиданно»
«Около двенадцати ночи я услышала, что дочь пришла домой со своим мужем Дмитрием. Вера (имена изменены) громко меня позвала. Я вышла в коридор. Увидела ее на полу возле двери, лицо разбито, все в крови. Она лежала, ноги поджаты под живот, а Дима затаскивал ее в комнату. Мы с мужем положили дочку на диван, стали вызывать «Скорую помощь« и милицию. Из разговора я поняла, что Дима избил дочь за то, что у него в комнате кто-то украл наркотики, и он подумал на Веру. Сама она уже не могла говорить от боли. На ее одежде была кровь, на боках заметны следы от подошв обуви мужа». (Из показаний матери пострадавшей).
Молодую женщину увезли в больницу, через четыре дня, когда врачи разрешили, Вера рассказала женщине-следователю, что произошло. С Димой они ходили к знакомым, выпили. Возвращались домой, и вдруг он «беспричинно и неожиданно» стал кричать, требовать наркотики. Она ответила, что не брала, а это его же друзья постарались. Он не поверил, ругался, она заторопилась домой, надеялась, что там родители за нее заступятся. Но муж вдруг ударил ее «кулаком три раза в лицо». Она упала, он «пнул ее раз шесть или семь в живот, по бокам, потом поднял и повел домой, продолжая наносить удары по голове, по спине». Сотрудник дежурной части Ленинского РУВД, выезжавший на происшествие, в суде рассказал: в квартире пришлось задержать пьяного сожителя потерпевшей, он продолжал требовать у нее наркотики.
Лечиться побитой пришлось полтора месяца. Здоровье шло на поправку, а мысли наоборот. Вера вдруг изо всех сил стала выгораживать своего мучителя. А ведь он даже и не муж ей, так, сожитель, пьющий, да еще и неравнодушный к наркотикам. Теперь, по ее рассказам, выходила другая картинка: Дима у нее ничего не требовал, она первая начала его ругать за нелады на работе, выражалась нецензурно. Вот он ее и стукнул всего один разок кулаком в живот. Но экспертизу не обманешь — разрыв селезенки, травма других органов, внутреннее кровотечение, ссадины на лице. Но молодая женщина, которая еще не предвидит, чем аукнутся впоследствии такие тяжелые повреждения, в суде заявила, что «с подсудимым примирилась, просит его строго не наказывать». Но пришлось-таки сожителю отправиться в колонию строгого режима.
Частный случай, но, увы, нередкий, когда избитые, покалеченные российские бабенки всеми своими слабыми силенками выгораживают мучителей, насильников. Всего одно уголовное дело, а что творится за стенами квартир, сколько женских бед, которые остаются только с ними… «У каждой такой женщины есть свой «скелет в шкафу», — говорит руководитель кризисного отделения для женщин городского центра помощи семье и детям «Заря« Виктория Малышева. — Появляются они у нас после тяжелых стрессовых ситуаций — разводов, смерти близких, после каких-то скандалов. У нас есть психологи, могут помочь, но как, если женщины все таят. До такой степени, что приходится уже прибегать к помощи психотерапевта. Такой менталитет русский, все терпеть, наверное, еще из Домостроя идет… Но все же мы стараемся хоть как-то облегчить их состояние».
Обогреть и нагреть
Да, менталитет — модное слово, да, неизжитые традиции Домостроя и семьдесят лет громко провозглашаемого равенства. Но ведь сейчас все так стремительно меняется. Есть дамы, которые сами себя и свою жизнь строят без оглядки на прошлое, не опираясь на мужские плечи, — все сами. Но большинство — все те же. По-прежнему женщины — жертвы насилия, мужского обмана… Ведь о чем ежевечерние сериалы? О брошенных юных мамашках, об обманутых женах, о несчастных проститутках, ввергнутых, опять же насильно, в «проклятый рай»… Киношные сюжеты можете дополнить сами. А вот сюжеты из жизни, не менее грустные и тревожные.
Юная особа, в возрасте чуть за двадцать, заключила договор со страховым агентством. Работа известная: агитировать людей на разные страховые договоры, а полученные от них суммы сдавать в агентство, имея свой законный процент. Дело у девушки пошло, но деньги в кассу она не уносила. Наконец, руководству надоели отговорки, и пришлось обращаться в милицию. Девица объяснила все просто. Она работает у одного частного предпринимателя, у него возникли долги за аренду, вот он и попросил ее одолжить. Она отдала ему страховые суммы. Сейчас ни у нее, ни у него нет денег, потому какой может быть разговор о возврате. Как выяснилось, предприниматель уже несколько месяцев живет в квартире этой своей служащей и, по ее словам, «является ей гражданским мужем». Спросили этого «мужа», когда он вернет деньги даме сердца? «Пока не могу, мало зарабатываю, не вижу путей погашения задолженности», — так записано в протоколе. Юридически и он, и его, так сказать, жена имеют на совести «признаки преступления по статье 159 — мошенничество». Не исключено возбуждение уголовного дела. Сумма не такая уж великая, чтобы угодить за решетку, но расследование, судимость… Кого винить? Сердобольную девицу, не сумевшую отказать сожителю в помощи? Ее легкомыслие, женскую доверчивость. Или любовь и терпение?
В другой «любовной» истории развитие более эмоциональное, а развязка криминальная.
Все ли знают, что такое «брачный аферист»? Это не просто любвеобильный мошенник. Брачным аферистом нельзя стать, как считают психологи, не имея внутри сострадания к женщине. Он внутренне убежден, даже не осознавая, по опыту, что женщины нуждаются во внимании. У него одна идея — «обогреть» слабую, одинокую и одновременно «нагреть». У него есть некая харизма, магнетизм, умение внушать. Женщина готова для него на все, по крайней мере, пока он ей «сострадает». Наша история пусть и не совсем типична, но в ней явно просматривается этот «огонек сострадания».
Сотрудники отдела по экономическому мошенничеству внимательно выслушали молодую женщину. Она не только обижена, но очень встревожена, ведь на ней висит долг, который вряд ли удастся отдать. Сама она с этих денег не получила ни рубля, все шло ему, тому «доброжелательному, чуткому, искреннему», что с месяц назад стал оказывать ей исключительные знаки внимания. Они скоро и близко сошлись. Пока не жили вместе, но дело шло именно в том направлении. Уж если он целовал ей ноги — как тут устоишь? Рассказывал, что собирается переехать в столицу, у него там жилплощадь, есть деньги — счет в банке. Так что поедем вместе. Как-то он спросил, не приходится ли ей оплачивать какие-то вещи, взятые в кредит. Она призналась, да, отдаю за домашний кинотеатр. Он тут же позвонил в Москву другу, продиктовал ему номер кредитного договора своей подруги и объявил: все, твой долг погашен. Да, он был психолог, спец по доверчивому женскому сердцу. Ну не могла она отказать, когда он просил, чтобы она оформила на него кредиты в банках. Почему не сам? Объяснение простое: я офицер ФСБ, нам кредиты не разрешены. Он даже показал удостоверение и поведал о своих военных заслугах на Северном Кавказе. Мужчина кавказской внешности, галантный, влюбленный, он морочил женщине голову некоторое время, пока принимал от нее деньги. Но когда она засомневалась, он разом изменился, даже стал угрожать. Тут она и пришла в милицию. А он скрылся. Не буду раскрывать оперативную информацию, но «влюбленного офицера» задержали. Он, кажется, не ожидал такого поворота событий, все отрицал, огрызался — дескать, наговаривают на меня. Следствие и суд расставят точки над i. Назвать «жениха» брачным аферистом будет даже натяжкой, он просто прохвост — наглый и бесцеремонный. Его бывшую даму сердца жаль.
Зададимся не новым, но всегда актуальным вопросом: почему женщины клюют на посулы, почему терпят, выгораживают насильников и обманщиков? Первую героиню любимый мужчина покалечил, последнюю — обманул, а разве моральная травма менее тяжела? Любовь зла? Ну очень непростые вопросы…
В поисках тепла
Некоторые комментарии от специалистов. Психолог муниципального центра дополнительного образования и психологической поддержки населения «Родник» Александр Попов:
— Почему женщины терпят то, что терпеть нельзя? Думаю, надо говорить об эмоциональной незрелости, которая вызывает столь неадекватные реакции на насилие, на боль. Не могут радоваться нормально, видимо, не хватало в детстве радости, тепла, за крохи таких чувств готовы платить любую цену. Но ведь сейчас, как вы сами знаете, долготерпение женское частенько заканчивается ударами ножа, когда убивают мужа-пьяницу. Это тоже русский женский менталитет. Но, с другой стороны, прощать умеют далеко не все, прощают сильные. Я не согласен, что любовь зла, слепа. Если так, то назвать такие отношения любовью язык не поворачивается. Любовь — чувство доброе, светлое, уважительное, это и дружба, и страсть, и поддержка. Вроде бы прописные истины, но как-то забываем мы о них… На обман надо иметь иммунитет, не позволять себя обманывать. Но, видимо, чувство одиночества притупляет иммунитет.
— Ваш центр «Родник» раньше оказывал психологическую помощь детям, родителям. Сейчас в названии появилось — «поддержка населения». Что-то изменилось?
— Говорят о кризисе семьи, и мы это видим. Жизнь требует… У нас действует программа содействия молодой семье. Первые годы жизни самые сложные, молодые супруги, чуть что не так, сразу развод. Вот и беседуем, например, последнее решение не самое верное, как пережить развод… По телефону доверия, который раньше, действительно, больше работал для подростков и их родителей, теперь принимаем и другие звонки — от женщин. Кстати, наш телефон круглосуточный, без выходных — 276–35–16.
О любви, доверии и обмане размышляет Виктория Малышева:
— Думаю, женщины терпят насилие в семье, поддаются на обман и обещания из-за низкой самооценки. Жизнь, отношения людей вообще очень усложнились, женщины растерялись. По старинке, подсознательно им надо быть при муже. А какой он? Какой попадется. Если бы все были, как путеводная звезда… Женщина терпит еще и потому, что ей по ее женской сути надо о ком-то заботиться, быть нужной…
…Всего несколько историй, несколько штрихов к нынешним женским судьбам. Пятнадцать лет назад пошла полоса жестокого женского криминала, замешанного на пьянстве и мужском насилии. Сейчас некоторый спад. Но зато появляются сообщения о мужчинах с несколькими семьями, даже в одном доме. И все более-менее счастливы. Не признак ли это того, что женская природа готова и на такой исход, если рядом тепло и забота? Но это уже иная тема…