Электоральная усталость
«Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления» - Михаил Салтыков-Щедрин
Вместо декриминализации страны, снижения коррупции в среде чиновничества, силовиков, руководителей государственных организаций, других служивых людей, вместо модернизации государства в плане спасения исчезающей под ноль гласности и демократии состоялись очередные выборы без выбора.
Выборы на базе апатии городского населения и комфортного для власти закона, снявшего обязательную планку явки избирателей. И, конечно же, на основе пресловутого супермощного административного ресурса и муниципального фильтра, жестко отсеивающего граждан, неугодных власти.
Почему горожане не пришли на выборы?
По данным недавних опросов Фонда общественного мнения, за последние два года более 90% россиян полностью пассивны в отношении политической или гражданской активности. А что на сей счет показали прошедшие выборы?
Президент Владимир Путин так оценил их результаты: «Главный итог - общество продемонстрировало свою сплоченность перед различными вызовами. Подчеркну, что поддержку получили именно те политические силы, которые готовы отстаивать наши национальные интересы, выступают за развитие и укрепление нашего государства».
Так ли все на самом деле? Цифровые данные показывают иное. Горожане в массе своей выборы проигнорировали. Точнее, проголосовали ногами против всех, не посетив их. Выходит, 80% москвичей, около 68% избирателей всего Красноярского края и 75% жителей города-миллионника Красноярска, 70% избирателей Пермского края и Перми, 70% избирателей Новокузнецка, 66% новосибирцев, 60% питерцев, 60% избирателей Челябинска, более 69% воронежцев, не пришедших на выборы, не попадают в число граждан, «которые готовы отстаивать национальные интересы». Считаешь, вдумываешься в цифры, и как-то не особо верится в сказанное президентом России о некоей сплоченности населения страны перед некими абстрактными вызовами. Именно в городах проживают люди грамотные, продвинутые, способные участвовать в процессах развития. В городах сосредоточен основной национальный человеческий капитал России и вообще основное население страны - 74%. И объективные процессы урбанизации продолжаются. Крупные города - главные драйверы роста экономики и развития. А их жители не желают участвовать в таких выборах.
Явка на прошедших выборах губернаторов в среднем по РФ составила 46,25%, на выборах депутатов в законодательные собрания субъектов Федерации - 43,4%. В 2011 году она была 47,5%. А в городах пришло на выборы лишь около трети избирателей.
Явка на выборах мэра Омска составила 17% избирателей. Во Владивостоке на выборы губернатора пришло 20%, в Воронеже - 31%, а в Хабаровске - 21%.
В Москве депутатов гордумы избирали лишь 21% жителей. Прислушаться бы высшей власти хотя бы к москвичам, оглядеться вокруг себя. Не надо даже соваться ей в промышленный, но грязный и голодный на бюджет Омск. Посчитайте, сколько в Москве и Омске чиновников, силовиков и вообще людей, сильно зависящих от власти. Плюс криминал, который нынешняя власть вполне устраивает. Близко будет к 20%.
Схожие соотношения наблюдаются и во многих других мегаполисах. И даже в избранном природой и Олимпиадой городе Сочи явка на выборах мэра составила всего лишь 34%.
Жители городов в очередной раз сказали власти свое «фи». Городским округам оставляют 10-20% налогов в зависимости от губернаторских щедрот лишь на нищенское выживание. Так что наши главные драйверы роста отключены властью от процессов реального развития, поскольку ей безразлично будущее страны. Да и стратегическому планированию высшие власти не обучены, здесь лишние для чиновников хлопоты и заботы. Отсюда и итоги голосования в городах с запущенной инфраструктурой и дорогами.
Воронеж - не исключение
В Воронежской области явка избирателей составила более 57%, и проценты сделали в основном сельские жители - в районах региона на выборы пришли около 77% населения, а в Воронеже лишь 30,9%.
Писатель Эдуард Лимонов так едко отозвался о сложившейся ситуации: «Толоконский в Красноярском крае, Полтавченко в Петербурге, Гордеев в Воронежской области, Меркушкин в Самарской, Шанцев (тот самый, из гнезда Лужкова) в Нижегородской области, Бочаров в Волгоградской и многие другие были избраны подавляющим меньшинством избирателей своих областей, но с потрясающими воображение, поистине среднеазиатскими процентными результатами... Так уж нам нужно выбирать губернаторов и депутатов местных законодательных собраний? И тем самым награждать их легитимностью? Давайте лишим губернаторские должности всякого смысла. Что, собственно, народ сам и делает уже».
Тут ни прибавить, ни убавить - в сельских районах Воронежской области явка достигала 95%, что, очевидно, попахивает мощным административным ресурсом.
В Воронеже пришли на выборы в основном люди служивые, зависимые от власти. Так что подготовленная цифровая победа действующих губернаторов, включая воронежского, неубедительна. И восторженная благодарность Алексея Гордеева жителям села за его поддержку на выборах не слишком уместна. Скорее плюс надо занести в зачет своему административному ресурсу и выстроенной авторитарной схеме управления Воронежской областью.
Губернатор Алексей Гордеев еще до выборов критиковал муниципальный фильтр, преодолеть который его конкуренты смогли лишь с его же помощью. Какая там демократия и свободная конкуренция! Пародия на них. Захотел губернатор - пустил на выборы, захотел - отсеял, как, например, депутата Госдумы Олега Пахолкова. Мог и 95% голосов избирателей набрать и даже больше. Не пропустив, в частности, Константина Ашифина на выборы.
Неплохо то, что губернатор критикует пресловутый муниципальный фильтр и мимоходом социальную политику федеральных властей. Но состояние экономики Воронежской области необходимо оценивать трезво и достоверно. Однако после выборов косяком пошли выступления о несуществующих высших достижениях в экономике. Ведь если из федерального бюджета государственные средства переложили в ОПК Воронежа, сие не является неким экономическим достижением, хотя и повышает показатели области. Для ВВП результаты ОПК - фактически двойной учет одних и тех государственных средств. Причем бесполезно потраченных с точки зрения качества жизни населения. А по всем главным показателям - отгруженной продукции, бюджетной обеспеченности, доле инвестиций в модернизацию экономики - Воронежская область в пятом десятке. К тому же инвестиции и другие показатели постоянно завышаются за счет непроверяемого статистическими и иными научно обоснованными методами учета неформальной экономики. Сплошной волюнтаризм.
Один в поле не воин
В неформальном секторе Воронежской области в 2013 году было занято 284 тыс. человек, или 26% от общей численности занятого населения (в РФ - 19,7%, в Центральном федеральном округе - 13,3%). В 2014-м подобная ситуация в целом сохраняется. Но такие люди не делают долгосрочных вложений - инвестиций, а паразитируют на имеющихся в области основных фондах, не платя налоги в казну. Огромный теневой сектор экономики области - производная от деградации обрабатывающей промышленности. Ее доля в ВРП к 2012 году снизилась до исторически минимального уровня - 13,8% (данные по ВРП публикуются Росстатом с задержкой, последние - за 2012 год). Печальный рекорд. Удобна для отчетности теневая экономика, как и низкая явка избирателей на выборы.
Главный недостаток губернатора Алексея Гордеева - неспособность создать сильную команду профессионалов. А собственной, даже повышенной энергией их не заменить. И пока не видно какой-либо внятной линии на создание команды. Сами по себе уже обещанные замены и пробы членов правительства Воронежской области ничего не дают и не дадут. Возможно, таланты и есть где-то внутри регионального правительства области, но их гасят атмосфера и вышестоящие начальники. Так или иначе, яркие личности в кабинете Гордеева в части профессионализма так и не проявились. Некому написать даже грамотную статью или доклад. Прошлый опыт работы министром тут мало помогает, там была в основном работа с чиновниками, а в должности губернатора - с реальными людьми от экономики и социальной сферы. И с самой реальной экономикой. Разными видами деятельности.
Сдается мне, что если претензии на так называемое несостоявшееся до сих пор воронежское лидерство сохранятся, как и невысокая достоверность статистики, а также упование на федеральные инвестиции, то деградация промышленности, выпускающей потребительские товары, продолжится. Продолжится и деградация бедного родственника области - Воронежа, снижение его инвестиционной и иной привлекательности. Нищий бюджет и неэффективная власть доконают город.
Воронежские власти плюсуют в достижения даже строительство федералами новых блоков Новоронежской АЭС. Но очевидно, что их надо было из соображений экологической безопасности и просто безопасности строить подальше от миллионного города. И вообще - в безлюдной местности где-нибудь на Севере или в глухой тайге. Безлюдной территории в России хватает.
Почему не пришло на выборы большинство избирателей Воронежа, как и других городов области? По опросу «Квалитас», 60% жителей города выступают за мощную оппозицию существующей власти. Устали они от нее, от ее дорогостоящего и назойливого самопиара, от конформистских средств массовой информации, в которых былая гласность задавлена и присутствует лишь очень редкими угасающими очагами. Устали от полуразрушенной инфраструктуры и разбитых дорог, от неприглядных пригородов без дорог и в свалках.
Прав тут Эдуард Лимонов - выборов подобных лучше бы и не было. И сейчас, и в будущем они вредны для становления гражданского общества и вообще России. А власть, похоже, даже сама уже верит в то, что внушает населению. Самозомбируется.
Автор - доктор физико-математических наук
Источник - 4pera.RU