О смерти Александра Литвиненко поговорят открыто
По делу назначено публичное разбирательство
В четверг в Лондоне, в здании Королевского суда, коронер сэр Роберт Оуэн объявил о завершении дознания по делу о смерти бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко и назначил слушания, которые будут проходить в открытом режиме.
Объявляя о начале открытого разбирательства, сэр Роберт Оуэн упомянул, что результаты посмертного вскрытия установили, что причиной гибели Александра Литвиненко явилась смертельная доза радиоактивного вещества полоний-210. По мнению британской полиции, эта доза была принята покойным при встрече 1 ноября 2006 года с Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном в одной из лондонских гостиниц. По заключению королевской прокуратуры 22 мая 2007 года было принято решение привлечь к ответственности Андрея Лугового, но все попытки его экстрадиции из России оказались безуспешными, так как последняя ссылалась на Конституцию, которая запрещает выдачу российских граждан. Последующие попытки экстрадировать Дмитрия Ковтуна также окончились ничем. 13 октября 2011 года, когда стало ясно, что тех, кто, по мнению британской полиции, ответственен за данное преступление, невозможно будет привлечь к суду, было возобновлено ранее приостановленное дознание.
Сэр Роберт Оуэн заявил, что документы, которые были предоставлены ему правительством ее величества к слушаниям, прошедшим 13 декабря 2012 года, возлагали первоначальную вину за смерть господина Литвиненко на российские власти, но никак не устанавливали ответственность британского государства, которое должно было защитить своего гражданина Литвиненко.
После того как коронеру Роберту Оуэну не удалось рассекретить часть документов, относящихся к делу о смерти Александра Литвиненко, два основных вопроса — ответственность российского и британского государств за смерть бывшего сотрудника ФСБ — были исключены из судебного дознания.
4 июня 2013 года сэр Роберт Оуэн обратился с предложением к правительству назначить открытое расследование смерти господина Литвиненко, которое бы позволило учесть и засекреченные материалы, но в обратном письме от 17 июля ему в этом было отказано. Затем этот отказ был обжалован вдовой покойного, Мариной Литвиненко, и в январе 2014 года отказ был признан безосновательным. В частности, правительству было рекомендовано учесть все аргументы сэра Роберта Оуэна, которые он высказал в письме в пользу назначения открытого расследования. 22 июля в британском парламенте было объявлено о назначении публичного расследования.
Коронер подчеркнул, что в открытом расследовании будет участвовать та же команда, что и в дознании с сохранением тех же ролей, что, по его мнению, повысит его результативность. Также он заявил, что главной целью всего расследования станет вопрос о причастности властей России к смерти господина Литвиненко.
Отметив, что часть доказательной базы и некоторые слушания будут засекречены, коронер предположил, что и часть окончательного решения останется в секрете. Но он пообещал, что вся информация, которая касается причастности России к смерти бывшего чекиста, будет предоставлена широкой общественности. Возможность же предотвращения британским правительством смерти господина Литвиненко не станет целью данного расследования.
В конце своей речи коронер объявил, что следующие предварительные слушания пройдут 5 сентября, а основные начнутся только в январе 2015 года.
"Я приветствую решение перейти к открытому разбирательству в причинах смерти моего мужа,— заявила после окончания слушаний Марина Литвиненко.— Я рада, что разбирательство проведут тот же коронер и те же следователи, что занимались до этого дознанием, и верю, что им удастся докопаться до правды".
Стоит отметить, что к 30 июня этого года Британия потратила на расследование дела о смерти господина Литвиненко £2 млн 380 тыс. 384 и 60 пенсов.