Эксперты: политики, поддержавшие Pussy Riot, не ориентированы на избирателя

Эксперты продолжают комментировать приговор участницам-панк группы Pussy Riot, которые были в минувшую пятницу приговорены к двум годам лишения свободы за акцию в Храме Христа Спасителя в феврале этого года. Политологи Максим Григорьев и Алексей Зудин рассуждают о перспективах политических деятелей, выразивших поддержку Pussy Riot.
Директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев:
- Ситуация, связанная с теми, кто поддерживает или не поддерживает Pussy Riot, достаточно любопытная. Общественное мнение разделилось на две неравные стороны: большинство считает, что это хулиганство, это нарушение закона, девушки сознательно шли на него, но есть и другая точка зрения - есть тоже достаточно активная группа, которая считает, что, наоборот, то, что сделали Pussy Riot связано не столько с самим оскорблением православия, сколько с тем, что они выступили против Путина. Первые делают основной акцент на том, что было явное оскорбление прав верующих.
Общество разделилось на две части и, соответственно, вместе с тем есть и политики, которые активно используют эту карту для того, чтобы самим так или иначе раскручиваться. Есть те, которые призывали, чтобы Pussy Riot сели, и максимально строго ко всему этому подходили. А были и те, которые, наоборот, использовали сам акт хулиганства, старались делать акцент на двух вещах: на том, что девушки не осознавали, что они делали, что некоторые из них матери, что обществу и государству нужно проявить снисхождение, но при этом делали акцент, что основные обвинения связаны не с самим актом поругания, а с тем, что якобы государству не понравилось некое выступление против Путина.
Здесь тоже есть разные оценки. Потому что мы знаем, что первое выступление этих девушек и по отдельности, и вместе тоже носили характер выступления против государства. Они выступали на Красной площади и говорили примерно то же самое и там тоже присутствовало то, что они выступают против государства, однако мы знаем, что никаких последствий с судебными перспективами это не получило, они спокойно выступили, как им казалось, выступили против государства.
С другой стороны, как мы знаем, одна из них была замешана в достаточно специфических перфомансах, которые явно относятся к хулиганской сфере, многие считают, что это сфера современного искусства, но те действия, которые они производили, у многих экспертов вообще вызывает вопросы, могут ли эти люди иметь материнские права.
На мой взгляд, те политики, которые используют Pussy Riot для поднятия собственного рейтинга и нападок на государственную власть, ничего не теряют. Они, скорее выигрывают некоторые очки среди небольшого, но достаточно активного общественного слоя. Ни о каких возможностях получить голоса простых граждан, которыми все то, что делают Pussy Riot, кажется дикостью, конечно, речи нет.
И поэтому эти политики никак не проигрывают. Точно так же те, которые выступают достаточно жестко по отношению к Pussy Riot, никакие голоса от либерального лагеря получить не могут. И поэтому, мне кажется, все политики действуют каждый в своей нише, так или иначе используя этих девушек в своих интересах.
Например, на мой взгляд, можно достаточно высоко оценивать работу адвокатов группы как пиарщиков, которые привлекали внимание людей к самим себе и к Pussy Riot. Но если оценивать их работу именно как адвокатов, которые действительно стараются добиться оправдания или смягчения наказания, то, можно сказать, они делали все, чтобы вызвать наиболее острую реакцию суда, и рекомендовали своим подзащитным поступать так, чтобы никакого другого у суда здесь не было.
На мой взгляд, этих несчастных девушек постарались использовать разные группы общества, разные заинтересованные люди, и получило так, как получилось. А оценивать этот вердикт - он достаточно мягкий.
При этом девушки делают себе карьеру. Насколько я слышал, их уже выдвигают на разные премии. Они сделали себе имя, и они могут зарабатывать себе на хлеб: к примеру, читать лекции в университетах. Они не смогли добиться этого другими своими перфомансами, а здесь их цель удалась. С ними ничего страшного не будет, но то, что общество так резко пошла поляризация, это, конечно, меня беспокоит и это важный момент, который показывает, что определенная часть общественности находится в расколотом состоянии.
И здесь политики разделились. Часть политиков поддерживает большинство населения, которое, согласно опросам, явно считает это хулиганскими действиями. А часть политиков, можно сказать, представляют мнение нишевых групп. Они работают со своими группами и ничего не теряют. Из этого, правда, следует, что никогда эти политики, которые работают в этой сфере, никогда не получат поддержку населения. Но им этого и не надо. Они получают своей части общества и им этого достаточно.
Заместитель директора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин:
- Политики рискуют электоральной поддержкой?
- Безусловно, такой риск существует. Другое дело, что те политики, которые поддерживают Pussy Riot, опираются на нишевой электорат и в этих электоральных группах как раз солидарность с Pussy Riot, в значительной степени по недоразумению, существует. Это первое.
Второе. Большие выборы очень нескоро. И это, возможно, еще одно обстоятельство, которое побуждает этих политиков больше принимать во внимание свои непосредственные референтные группы, а не серьезные политические соображения, связанные с предпочтением больших масс избирателей.
Ну и последнее. Я думаю, те политики, которые оказывают поддержку Pussy Riot, по крайней мере - часть из них, не являются политиками, ориентированными на избирателя. Они ориентированы на узкие группы, те самые группы, где сосредоточены протестные и в целом негативные настроения. И они стараются просто-напросто посылают им сигнал "я свой". Вся проблема в том, что сигнал "я свой" для этих узких групп одновременно означает сигнал "я чужой" для большинства. И, на мой взгляд, основная интрига состоит в том, доживет ли актуальность всей этой истории с Pussy Riot до больших выборов. Если она доживет, то этим политикам придется объясняться с избирателями. Но велика вероятность, что актуальность эта с небольшим сроком жизни: сейчас очень громко, а через какое-то время это все сойдет на нет.